Двигатель Д-243: технические характеристики и устройство

Высокие технические характеристики двигателя Д-243 позволяют устанавливать силовой агрегат в тракторы, погрузчики, экскаваторы и прочую спецтехнику.

Технические характеристики Двигателя Д-243

dvigatel-d-243

Двигатель Д-243 – это четырехтактный дизель с вертикальным, рядным расположением цилиндров и впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбо надува.

Основное их назначение установка на сельскохозяйственные трактора класса 1,4-2,0 т/с. А так же другие машины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется на экскаваторах, погрузчиках, компрессорных станциях и электрогенераторах.

Обладает следующими характеристиками:

  • Цилиндры в количестве – 4шт;
  • Режим работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Рабочий объем двигателя – 4,75 л;
  • Мощность – 59,6 кВт;
  • Наибольший крутящий момент – 298 Н*м;
  • Наименьшие устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин;
  • Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин;
  • Наибольшая частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин;
  • Расчетная степень сжатия – 16;
  • Расход диз. топлива – 226 г/кВтч;
  • Расход масла на период действия гарантии учитывая замену – не превышает 1,1% к расходу топлива;
  • Давление масла на минимальных оборотах двигателя – 0,08 МПа;
  • Давление масла на номинальных оборотах двигателя – 0,25-0,35 МПа;
  • Вращение – правое;
  • Масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг.

Эксплуатируются дизеля в условиях от -45 до +40, в местах где воздухообмен не ограничен.

Сфера применения устройств

Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:

  • Трактор ТТЗ-80.10 от Ташкентского завода;
  • Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
  • Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
  • Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
  • Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.

Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.

Технические характеристики

Обладая высокими техническими характеристиками, силовой агрегат Д-243 идеально подходил для установки на тракторы и грузовики. Основная применяемость моторов шла на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. При этом необходимо было укомплектовывать дополнительно силовой агрегат водяным и масляным радиатором.

Мотор Д243 под разными углами

Проекции двигателя Д243

Рассмотрим, основные технические характеристики мотора:

Наименование Характеристика
Тип Дизель без турбины в обычной версии, турбированный дизель в модифицированной
Объем 4,75 литров
Конфигурация, параметр Рядная четвёрка
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Степень сжатия 16
Диаметр цилиндра 110 мм
Мощность 81 л.с.
Охлаждение Жидкостное
Ресурс 500 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Схема мотора Д243

Чертёж двигателя Д243

Основные элементы дизеля Д-243

Конструкция двигателя имеет классическую компоновку. Основой ему служит отлитый из чугуна блок цилиндров. Головка блока цилиндров, так же из чугунного литья, с элементами механизма газораспределения. Снизу блок цилиндров закрывает масляный поддон – картер.

Блок цилиндров двигателя Д-243

blok-cilindrov-dvigatelja-d-243

Блок цилиндров – основа корпуса дизеля. Отливается из чугуна и имеет четыре расточки для установки гильз образующих цилиндры. Для установки гильз в расточках блока имеются два посадочных пояса.

Гильза фиксируется буртом в верхнем посадочном поясе. А нижняя же ее часть уплотняется парой колец из резины, установленных в проточках блока. Между гильзой и целиндровым блоком образуется пространство, с циркулирующей охлаждающей жидкостью.

Значение диаметра внутри гильзы подразделяется на три размера: малый, большой и средний. Маркируются они соответственно буквами (М), (С) и (Б), наносится маркировка в нижней части гильзы.

Приливы в торцовых стенках и  поперечных и внутренних перегородках блока образуют опоры коленвала. На приливы устанавливаются крышки, образующие постели для монтажа коренных подшипников. Каждая крышка индивидуальна т.к. проточена под определенную постель, поэтому заменять ех крышками с других постелей запрещенно.

Так же в блоке имеются каналы по которым к коренным подшипникам и подшипникам распредвала поступает смазка. С наружи блока есть обработанные плоскости, служащие креплением для различного оборудования: ТНВД, фильтров, водяной помпы и так далее.

Головка цилиндров двигателя Д-243

golovka-cilindrov-dvigatelja-d-243

Головка цилиндра является цельнолитой чугунной деталью, служащей основой для механизма газораспределения и топливной системы. В головке цилиндров имеются каналы для поступления в цилиндры свежего воздуха и отведения отработанных газов. Перекрываются каналы выпускными и впускными клапанами.

Под клапана, монтируются седла. Для достижения полной герметичности каждый клапан притирается к седлу индивидуально. Изготавливаются седла из высокопрочной и тугоплавкого сплава. Для отведения тепла головке имеются полости с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.

Сверху располагаются коромысла, всасывающий коллектор и колпак скрывающие клапанный механизм. Со стороны ТНВД в головке закреплены форсунки. С другой стороны выхлопной коллектор.

Уплотнением между блоком и головкой выступает асбестовая, армированная сталью прокладка. В прокладке, отверстия для гильз а так же канала для смазки окантованы обечайками из стали.

Техническое оснащение дизельного агрегата

Двигатель оснащен 4 тактами. Цилиндры располагаются вертикально, в ряд, а впрыск топлива производится прямо в них. Технические характеристики ММЗ Д-243 представлены в таблице.

Характеристики Показатели
Количество цилиндров 4
Порядок запуска цилиндров 1 – 3 – 4 – 2
Диаметр цилиндров 11 см
Расстояние между низкими и высокими положениями поршня 12,5 см
Мощность двигателя 59,6 кВт
Рабочий объем 4,75 л
Минимальное количество оборотов 600 вращений в минуту
Наибольшее число вращений 2380 оборотов в минуту
Расход топлива 226 г/кВтч
Расход масла на время гарантийного обслуживания Составляет 1,1% по отношению к топливу
Вращение Правое
Вес мотора в снаряженном сухом виде 430 – 490 кг

Использование дизельного двигателя ММЗ Д-243 актуально в местах с температурой -45 — +40 и полноценной вентиляцией.

Габаритный чертеж двигателя Д-243

Габаритный чертеж двигателя Д-243

Системы двигателя Д-243

Рассмотрим основные системы, обеспечивающие работу дизеля, его узлов и механизмов. Системы без которых его работа не возможна.

От бесперебойной работы каждой из систем зависит работоспособность двигателя. Неполадки в любой из представленных систем могут вести, как к сбоям в работе и выходу из строя отдельных комплектующих, так полного выхода двигателя из строя.

Система питания двигателя Д-243

Включает в себя:

  • Топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • Форсунки;
  • Фильтр тонкой и грубой очистки;
  • Воздухоочистители и всасывающий коллектор.

ТНВД.

tnvd-dvigatelja-d-243

Двигатель Д-243 оснащен насосом 4УТНИ. Все ТНВД работают от коленвала, посредством распределительных шестерен. Комплектуются такие насосы всережимным регулятором, двумя управляющими рычагами и подкачивающим поршневым насосом.

Регулятор корректирует подачу диз. топлива. А так же обогащает подачу во время пуска. Подкачивающий насос размещен на корпусе ТНВД, кулачковый вал посредством эксцентрика служит ему приводом.

Детали насоса ТНВДчерез специальный канал смазываются маслом из основной магистрали смазочной системы двигателя.

Форсунка. Осуществляет впрыск соляры в цилиндр, а так же четко контролирует его начало и конец . Распылители для форсунок на дизелях Д-243 применяются пяти дырчатые.

Фильтры топливные, тонкая и грубая очистка. Грубая очистка – это предварительная фильтрация топлива от воды различных крупных включений и примесей. В состав фильтра входят, стакан с встроенным успокоителем, отражатель с фильтрующей сеткой, рассеиватель. Отстой из фильтра удаляется открытием пробки в днище корпуса фильтра.

Фильтр тонкой очистки предназначен для финальной чистки дизельного топлива. Фильтрация происходит с помощью сменного бумажного элемента. Отстой из фильтра удаляется через пробку в дне стакана, а воздух удаляется через пробку в верхней части фильтра.

Воздухоочистители и всасывающий коллектор. Воздух очищается в два этапа: центробежная чистка воздуха (сухая) и масленый уловитель пыли с тремя щитинистыми капроновыми элементами.

Система смазки двигателя Д-243

Система смазки на Д-243 комбинированная. К подшипникам коленвала и распредвала, втулкам промежуточной шестеренки и приводной шестерни ТНВД, приводу клапанов смазка подается под давлением. Методом разбрызгивания масла смазываются детали кривошипно-шатунного механизма (кроме подшипников коленвала) и такие элементы механизма газораспределения, как кулачки распредвала, штанги, толкатели.

Масляный насос.

masljanyj-nasos-dvigatelja-d-243

в системе шестеренчатый, односекционный. Закреплен на крышке 1-го коренного подшипника с помощью болтов. Через патрубок и каналы в блоке, масло поступает в центрифугу, где удаляются тяжелые примеси и продукты износа.  После центрифуги масло охлаждается в радиаторе, а затем в магистраль двигателя.

В корпусе центрифуги находятся сливной, редукционный и предохранительный клапаны. При холодном пуске, во избежание повышенного давления, редукционный клапан пускает масло сразу в магистраль, в обход радиатора.

Предохранительный клапан поддерживает давление перед центрифугой 0,8 МПа. При избыточном давлении часть масла сбрасывается в картер без очистки.

Сливной клапан регулирует давление в системе на уровне 0,25-0,35 МПа. Если это значение превышается, избыток масла сбрасывается в картер.

 Система охлаждения двигателя Д-243

Охлаждение жидкостное, циркуляция принудительная, от центробежного насоса. Контроль температуры осуществляется дистанционно, с помощью датчика, вмонтированного в головку цилиндров. Температура жидкости в системе не должна выходить за рамки 85-95 градусов.

Тюнинг двигателей Д-243

Установка турбины

Можно переделать свой атмосферный 243-й в турбированный Д-245, тем самым добавив ему немного мощности. Для реализации этого вам необходима турбина ТКР 6 от 245-го, выпускной коллектор под нее от Д-245, сделать маслоподачу и маслослив, настроить свой ТНВД и все будет работать на стандартных поршнях. Для этого продаются готовые комплекты установки турбины за вполне нормальные деньги.
Полноценного Д-245 таким образом не получить (отличаются блок, коленвал и поршни), но мощностей вы мотору добавите.

<<НАЗАД

Электрооборудование двигателя Д-243

На дизель Д-243 устанавливаются генераторы на 1 кВт мощностью и напряжением в 14 либо 28 вольт. Работает параллельно с аккумулятором подзаряжая его во время работы, а так же питает все потребители электричества на тракторе или другой технике.

Для запуска двигателя используется электростартер.

jelektro-starter-dvigatelja-d-243

Представляет из себя электродвигатель работающий на постоянном токе. Пуск стартера дистанционный, при помощи включателя и электромагнитного реле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...