Электросхема МТЗ-82: электрооборудования МТЗ-80, цветная схема электропроводки старого образца с описанием, с маленькой кабиной, большой

Электропроводка МТЗ-80 включает в себя множество взаимосвязанных компонентов, выполняющих свои особые функции. Схема электропроводки. Рекомендации по обслуживанию.

Электросхема трактора МТЗ-82

Электрическая схема имеет напряжение 12 В, отрицательные выходы источников тока и потребителей выведены на металлический каркас трактора. В качестве источников тока используются свинцово-кислотный аккумулятор и генератор переменного тока, установленный на дизеле. Для привода ротора применяется ременная передача от шкива на носке коленчатого вала.

Генератор оборудован выпрямительным блоком и работает совместно с регулирующим реле, поддерживающим стабильное напряжение в бортовой сети и отключающим обмотку генератора во время простоя трактора.

Электрическая схема трактора МТЗ 82

Схема проводки МТЗ 82(80)

На технике, собранной до начала 1976 г., использовалась установка Г304-Д1 мощностью 400 Вт. Позднее стали применяться Г306 с аналогичными параметрами и Г309, отличающиеся повышенной до 1000 Вт отдачей и увеличенным ресурсом. Генераторы оснащаются обмоткой с самовозбуждением, что позволяет эксплуатировать технику со снятой батареей. Заводская документация рекомендует включать электрооборудование последовательно, что снижает пиковую нагрузку на генератор.

Что собой представляет

На схеме приведено взаимное положение электрических компонентов и соединительных кабелей. В отдельном поле имеется расшифровка цветов изоляции, используемой для защиты электропроводки. Отдельные выноски поясняют коммутацию узлов или реле, что упрощает ремонтные работы.

В конструкции трактора используется силовой выключатель, позволяющий временно отключить аккумуляторные батареи от кузова техники. Обесточивание применяется при длительном хранении техники или во время проведения регламентных работ, связанных с электрическими цепями.

Краткий перечень узлов, имеющихся на схеме электропроводки трактора МТЗ-82:

  • источники питания;
  • распределительная коробка с плавкими предохранителями;
  • контрольные приборы и индикаторы в кабине оператора;
  • электрический стартер и цепи управления устройством;
  • система зажигания бензинового стартера ПД-10 (установлен на модификации МТЗ-82Л);
  • внешняя светотехника (фары головного света, габаритное освещение, кормовые сигналы торможения, указатели направления поворота);
  • электрические двигатели трапеции стеклоочистителя, насоса подачи омывающей жидкости и системы вентиляции;
  • штепсельная розетка, позволяющая подключить световые приборы на прицепном оборудовании;
  • вспомогательные устройства (например, сигнальный маяк на крыше или плафон подсветки в кабине трактора).

В тракторах «Беларус-82», выпущенных после 2010 г., имеется дополнительная цепь для подключения радиоприемника и громкоговорителей. В конструкции замка зажигания введена дополнительная позиция, позволяющая включить приемник при заглушенном двигателе. На части машин устанавливается кондиционер с компрессором, снабженным электромагнитной муфтой включения. На тракторах встречается электрофакельный подогреватель двигателя, оборудованный электромагнитными клапанами и спиралью накаливания.

Электросхема МТЗ 82 с большой кабиной

Схема проводки МТЗ 82 с большой кабиной

Стартер МТЗ-82

Для запуска силового агрегата используется электрический двигатель, оснащенный втягивающим реле. Электромагнитный узел позволяет вводить в зацепление с зубчатым венцом маховика шестерню, установленную на роторе стартера. После начала работы двигателя оператор трактора отпускает ключ в замке, реле автоматически размыкает коленчатый вал и ротор электрического мотора. Большой стартер имеет мощность 4,8 л. с., на части машин используются агрегаты с планетарным редуктором, обеспечивающие уверенный пуск дизеля при низкой температуре воздуха.

Малый стартер используется при установке 1-цилиндрового пускового двигателя ПД-10 с принудительным искровым зажиганием. На технике встречаются электродвигатели моделей СТ-352Д и СТ-365, отличающиеся мощностью (440 и 550 Вт соответственно).

При установке бензинового мотора используется аккумулятор емкостью 50 А*ч и напряжением 12 В. На технике, оборудованной только электрическим стартером, применены 2 аккумуляторные батареи напряжением 6 В и емкостью по 215 А*ч, соединенные последовательно.

Магнето М124-Б1

Для формирования искры, необходимой для работы пускового мотора, используется магнето с фиксированным углом опережения зажигания. В конструкции узла используется ротор, который установлен на подшипниках. При вращении в сердечнике трансформатора и магнитопроводе формируется низкое напряжение, наводящее магнитный поток. При достижении максимального тока происходит размыкание обмотки, что приводит к генерированию тока высокого напряжения в цепи зажигания.

Для включения магнето используется отдельная кнопка, выведенная в кабину трактора. Подача тока к свече происходит только при нажатой клавише, при отпускании кнопки пусковой двигатель глохнет. На корпусе магнето предусмотрена резервная кнопка включения. При отключении происходит замыкание первичной обмотки встроенного трансформатора на массу.

Устройство магнето М124-Б1

Магнето пускового двигателя МТЗ 80(82)

Разъемы соединений трактора

Для подключения компонентов электрической цепи используются пластиковые штекеры с зажимами. Часть электропроводки подсоединяется при помощи винтовых зажимов. В конструкции машины предусмотрена штепсельная розетка с крышкой, позволяющая подключить и синхронизировать работу светотехники на прицепах или сельскохозяйственных установках.

Электрическая проводка на тракторах МТЗ-80

Жгуты для проводов МТЗРассматривая электропроводку на тракторах марки МТЗ стоит заметить, что в её основе лежит электросхема однопроводного типа, использующая в качестве второго провода (массы) металлические компоненты и отдельные детали тракторного кузова. Внедрение подобной схемы позволило не только упростить электросхему, но и уменьшить общее число проводов, одновременно с этим усилив требования к качеству крепления и изоляции используемых компонентов – малейшее её повреждение может вызвать короткое замыкание в сети, вывести из строя предохранители, а в самом крайнем случае и спровоцировать возгорание всего трактора.

Для тракторной электросхемы используются провода серии ПГВА (с низким напряжением), цветная изоляция которых обеспечивает большее удобство и комфорт при проведении комплекса ремонтных и диагностических работ. Ещё больше данный процесс упрощает единство расцветки нескольких соединений в рамках единой цепи. Все провода скомпилированы в жгуты, крепление и соединение которых между собой осуществляется посредством особых устройств монтажного типа – разъёмов штепсельных и панелей соединительных.

Схема электропроводки МТЗЗадняя стенка кабины трактора оборудована штепсельной розеткой семиштырьковой вариации, главное предназначение которой – подача электротока на прицепное и навесное оборудование, используемое для проведения работ самого разного типа. Соединение осуществляется посредством штепсельной вилки, с заделанным в неё жгутом проводов от сельскохозяйственного агрегата. Внутренняя поверхность розеточной крышки, как и изоляционная основа колодок вилки и розетки покрыта особыми маркерами, на основании которых и следует проводить соединение.

Схема и процесс подключения своими руками

Чтобы установить печку на МТЗ-82 своими руками, необходимо:

  1. Демонтировать металлический кожух панели приборов, а затем прикрепить корпус вентилятора к моторному щиту кабины через резиновую прокладку.
  2. Отвернуть краны и слить охлаждающую жидкость.
  3. Снять заглушку, расположенную на передней стенке кабины.
  4. Подсоединить шланги к магистралям циркуляции антифриза таким образом, чтобы жидкость проходила через теплообменник отопителя.
  5. Подключить электродвигатель к бортовой сети; следует учитывать, что на тракторах МТЗ используется схема проводки с коммутацией отрицательных выводов на корпус и раму. В цепи предусматривается плавкий предохранитель номиналом 25 А.
  6. Установить на место панель приборов, смонтировать переключатель мотора вентилятора.
  7. Заполнить систему охлаждения жидкостью, прогреть силовой агрегат и проверить работоспособность отопителя. Течь антифриза через стыки патрубков не допускается.

Возможно использовать самодельный агрегат, построенный на основе теплообменника от легковых автомобилей (например, от «Москвич»-412). Узел крепится к стенке кабины. Для подключения к контуру охлаждения применяются шланги с внутренним диаметром 18 мм. Конструкция врезается в магистрали, расположенные между помпой и пусковым двигателем ПД-10, с помощью тройников.

Преимуществом радиатора от машины являются мелкие соты и увеличенная площадь поверхности, обдуваемой потоком воздуха, что улучшает характеристики нагревательного прибора.

Электрическая схема электропроводки МТЗ-82.1 цветная с описанием

«Беларус» МТЗ-82.1 — это универсальный сельскохозяйственный трактор 2006 года нового образца, являющийся модифицированной моделью МТЗ-82 и может оснащаться ямобуром, стогомётом или плугом. В моделях, выпускаемых с 2013 года усовершенствована ходовая часть и добавлено большое количество навесного оборудования, которое можно приобрести отдельно.

Электрическая схема электропроводки МТЗ-82

При техническом обслуживании электрооборудования или ремонте чаще всего происходит снятие нужного блока или частичное отключение проводки, тут-то и понадобится принципиальная схема электропроводки в цвете, которую вы сможете посмотреть и скачать абсолютно бесплатно!

Если требуется отключить или подключить электропроводку, произвести ремонт оборудования (к примеру, генератора или аккумулятора):

  • сверьтесь с эл схемой;
  • выключите включатель массы перед началом работ (проводить разъединение и соединение штепселей следует строго в неработающем состоянии двигателя);
  • не проверяйте исправность электроцепей методом «искры», создавая короткое замыкание;
  • соблюдайте полярность аккумуляторной батареи, внимательно подключайте плюс к плюсу, минус к минусу.

Техническое обслуживание и ремонт

Обслуживание электрических компонентов трактора МТЗ-82 заключается в проведении регламентных работ и проверке состояния кабелей, приборов и ламп накаливания. Батареи протираются от пыли и следов электролита, проверяется уровень жидкости в банках, и выполняется подзарядка. В генераторе проверяются обмотки возбуждения, а также выпрямительный блок и обмотки на статоре.

Используемый на тракторе регулятор напряжения оснащается сезонным переключателем. Производитель рекомендует проверять и корректировать значение напряжения на выходе регулятора. Узел настраивается на технике или на специальном стенде.

Электрический стартер обслуживается через 3000 часов работы дизельного двигателя. Электромотор снимается для разборки с последующей очисткой коллектора и проверкой состояния щеток. Одновременно контролируется состояние электромагнитного реле и шестерни, контактирующей с зубчатым венцом маховика дизеля.

В процессе эксплуатации не допускается загрязнение высоковольтного провода, идущего от магнето к свече зажигания. Магнето обслуживается через 960 часов работы двигателя, в ходе проверки узла выполняется очистка компонентов от загрязнений и настраиваются зазоры между контактами прерывателя. Одновременно выкручивается свеча зажигания, в которой проверяются зазоры между контактами.

Техническое обслуживание и ремонт

Тракторная штепсельная розеткаНесмотря на всю свою надёжность и отказоустойчивость, электропроводка по мере эксплуатации или же под влиянием внешних негативных факторов может прийти в негодность. Именно поэтому, её периодический осмотр и профилактика имеют столь важное значение. Работа эта отличается повышенной опасностью, а для её качественного выполнения необходимы не только теоретические познания, но и практический опыт. Что же касается поломок с которыми приходится сталкиваться наиболее часто, то особо среди них можно выделить такие:

  • Из строя вышел конечный потребитель электроэнергии;
  • Контакт отсутствует там, где ему быть положено и присутствует там, где его априори быть не может;
  • Контакты окислились, вследствие чего имеет место падение напряжения и чрезмерный нагрев проблемных контактов;
  • Подгорают контакты, установленные на тяговом реле в стартере;
  • Контакты на переключателях вышли из строя.

Пример электропроводки МТЗ-50

Монтажная схема электрооборудования трактора МТЗ-50:

1 — звуковой сигнал, 2 — генератор, 3 — свеча накаливания, 4 — реле-регулятор, 5 — амперметр, 6 — сигнализатор поворота, 7 — включатель звукового сигнала, 8 — переключатель сигналов поворота, 9 — фонарь, 10 — фонарь освещения номерного знака, 11 — штепсельная розетка, 12 — включатель «массы», 13 — включатель стоп-сигнала, 14 — стартер, 15 — коробка предохранителей.

Схема электропроводки МТЗ и ЮМЗ

Электрическая схема электрооборудования трактора ЮМЗ-6М:

1 — стартер, 2 — лампы освещения щитка приборов, 3 — переключатель поворотов, 4 — передний правый подфарник, 5 — задний правый фонарь и стоп-сигнал. 6 — указатель правого поворота, 7 — штепсельная  розетка  подключения  приборов прицепа и прицепных сельскохозяйственных орудий, 8 – фонарь освещения номерного знака, 9 – стеклоочиститель, 10 – включатель стартера, 11 – центральный переключатель света, 12 – звуковой сигнал, 13 – включатель «массы», 14 – переносная лампа, 15 – генератор, 16 – реле – регулятор, 17 – реле блокировки РБ – 1.

Заключение

Электрическая проводка в тракторах МТЗ – компонент, требующий к себе усиленного внимания и постоянного контроля. Малейшие проблемы и нарушения в работе могут иметь самые непредсказуемые последствия, неся опасность, как для транспортного средства, так и для работающего в нём водителя. 

Замок зажигания МТЗ-82 схема подключения проводов

Блок замка зажигания устанавливается на приборной панели и служит для запуска стартера пускового движка трактора. Запускает или прерывает работу токопроводящей цепи. Основных частей замка зажигания 2:

  • включатель, на котором расположены выводные клеммы и главный контакт с ротором генератора;
  • замок, состоящий в свою очередь из цинкового корпуса, стопорных колец, запорных личинок и ключа.

Подключение проводов необходимо проводить согласно цветной схеме.

Схема подключения замка зажигания на МТЗ-82 Беларус

Схема подключения дополнительного бака МТЗ 1221

Уровень масла в баке ГОРУ Проверьте уровень масла в баке гидрообъемного рулевого управления МТЗ Беларус, выполнив следующие операции: — Снимите пробку заливной горловины; — Извлеките из заливной горловины сетчатый фильтр; — Проверьте уровень масла по сетчатому фильтру, который должен быть между донышком фильтра нижний предел и серединой фильтра верхний предел.

При использовании силового способа регулирования позиционный рычаг 6 устанавливают в крайнее переднее положение по ходу трактора, что соответствует нижнему положению нижних тяг навески МТЗ Силовой рычаг 7 устанавливают на требуемую глубину пахоты и далее процесс регулирования осуществляется встроенным регулятором-распределителем 5 , управляемым силовым датчиком.

Путем использования позиционной рукоятки 8 рис. Привод гидроподъемника рис.

Схема проводки МТЗ 82(80) с большой и малой кабиной с описанием

Тракторы «Беларус» оснащаются электрическим оборудованием однопроводного типа, предназначенным для запуска двигателя, работы внешней световой и звуковой сигнализации и дополнительных узлов. Прилагаемая к технической документации схема электрооборудования МТЗ-82 цветная с описанием позволяет определить назначение кабелей проводки и восстановить целостность цепей в случае поломки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...