Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: схема, как работает, принцип

К зиме нужно готовиться правильно и учитывать все сюрпризы, которые может преподнести погода. Самый надежный и дорогой автомобиль при несоблюдении элементарных норм ухода за узлами и системами в один прекрасный морозный день просто откажется запускаться, а виной всему — разряженный аккумулятор. В этом случае только

Причины уменьшения заряда аккумулятора


При движении автомобиля генератор подзаряжает аккумулятор. Однако для хорошей зарядки нужно довольно долго ехать при высоких оборотах мотора, поэтому при движении в пробках зарядка аккумуляторной батареи недостаточна.

Для того чтобы двигатель запустился, необходимо накачать в него бензин бензонасосом, подать искру со свечи, а также привести в движение поршни. Питание всех этих частей подается с аккумулятора. В мороз вязкость моторного масла сильно возрастает, и привести поршни в движение становится гораздо труднее, на это тратится большой заряд.

Если автомобиль долгое время не эксплуатируется, или эксплуатируется в пробках, особенно в зимнее время, заряд его аккумулятора уменьшается. В мороз его заряда уже может не хватить для запуска двигателя. При этом придется снимать аккумулятор для зарядки или заводить машину при помощи зарядно-пускового устройства. Рекомендуется периодически подзаряжать АКБ при эксплуатации автомобиля в нечастых и недолгих поездках.

Виды зарядных устройств

Для батарей автомобиля сегодня масса устройств, помогающих зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством — от недорогих моделей, выпускаемых в Китае, до брендовых автоматических.

Как же выбрать оптимальное зарядное устройства из имеющегося многообразия? Неплохо получить консультацию у специалиста, но и самому ориентироваться в главных критериях выбора, позволяющих правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно.

Виды зарядных устройств

BAT_5284-утв

BAT_5284-утв

О существовании подобных устройств многие даже не догадываются. Про зарядные устройства знают все, а вот какие-то подзарядные — что это? И в каких случаях они могут потребоваться?

Материалы по теме

телка с проводом

К терминологии мы еще вернемся, а нужны эти «подзарядки» вот зачем. Представьте, что автомобиль неделями стоит в гараже без движения. Когда же он вдруг срочно понадобился, выясняется, что батарея подсела настолько, что крутить стартер не может. А если это случается постоянно?

В подобную ситуацию часто попадают автомобили, которые стоят на выставочных стендах. У них играет аудиосистема, горит свет, но мотор не работает. Вот и тянутся под капот тоненькие проводки, подпитывающие штатную батарею машины от внешнего источника.

Большие токи не нужны: достаточно компенсировать потребление штатных микроконтроллеров, а также охранной системы и телематики. У современных гаджетов аппетит скромный — десятки миллиамперов, при том что их аналоги прошлых лет выпуска потребляли порой на порядок больше.

Казалось бы, подключи зарядное устройство — и нет проблем! Но далеко не всякая «зарядка» рассчитана на постоянную работу в течение недель, а то и месяцев. Другое дело, если производитель указывает на подобную возможность использования своего продукта. Вот такие устройства мы и решили погонять в реальных условиях — в течение нескольких месяцев.

Из восьми приобретенных изделий только два являются чистой воды «подзарядками» — Торнадо и Moratti. Остальные — «зарядки», обещающие не только оживить севшие аккумуляторы, но и поддерживать их заряд на должном уровне. Именно эту функцию мы и оценивали в ходе испытаний.

Расчёты потребления для телефонного зарядника

Давайте возьмём зарядник выходными характеристиками(OUT-OUTPUT) 5 В и 1 А.

характеристики

Характеристики зарядника

Для того что бы определить потребляемую мощность, нужно: P = U(напряжение) * I(ток) = 5 * 1 = 5 Вт/ в час.

Допустим что вы заряжаете телефон по 4 часа в день: 5(потребление в час) * 4(кол-во часов работы) = 20 Вт(0,02 кВт/ в день).

Расход электричества в месяц: 30(дней работы) * 20(потребление в день) = 600 Вт/ в месяц(0,6 кВт).

Сумма оплаты за электроэнергию потраченную зарядника: 0,6 * 3,5р(например, тариф за 1 кВт/час, в каждой области, районе, городе и деревне разные тарифы) = 2,1 руб.

23121.jpg

Лучшие зарядные устройства для Liion аккумуляторов – это надежные приборы, обеспечивающие эффективный и безопасный процесс восполнения заряда. Они используют оптимальный алгоритм подзарядки литиевых элементов, продлевающий срок их службы:

Этап подготовки – протекает с медленным ростом напряжения при постоянном токе. Разряженный аккумулятор не рекомендуется начинать заряжать высоким током, чтобы исключить риск его повреждения. Поэтому вначале происходит подготовка – медленная подзарядка небольшим током. Напряжение при этом контролируется. Когда его значение поднимается до заданной величины, стартует следующий этап.

Этап быстрой подзарядки – на нем происходит ускоренный рост напряжения при неизменном значении тока. Его значение зависит от емкости аккумулятора и необходимой длительности заряда. Допустимый ток заряда зависит от модели АКБ и указывается производителем в инструкции.

Завершающий этап. Здесь могут быть реализованы разные методы, например, плавное снижение тока при неизменном напряжении. Так обеспечивается плавное окончание процесса зарядки. Продолжительность этой стадии определяет таймер. По истечении заданного времени он отключает зарядный ток. Завершающий этап обеспечивает безопасное доведение уровня заряда до предельного значения. Но бывают и другие варианты завершения процесса зарядки:

  • Ограничение по предельному току заряда – устанавливается его максимум, и зарядник поддерживает максимальный постоянный ток до набора предельного напряжения или до истечения заданного таймером времени. Предельное напряжение и время на таймере можно настраивать при помощи внешних резисторов или интерфейсов.
  • Ограничение предельной температуры – процесс подзарядки завершается при достижении элементом питания конкретной температуры. Для ее измерения используется встроенный датчик, к примеру, термистор.
  • Ограничение минимального тока заряда. На стадии быстрой подзарядки такие приборы устанавливают постоянный ток. Когда напряжение дорастает до порогового значения, зарядный ток снижается, а после достижения минимума тока заряда – подзарядка завершается.
  • Ограничение таймером по заданному времени. Отсчет начинается на старте процесса подзарядки. Данный способ применяется и для защиты от чрезмерного заряда.
  • Внешнее управление. Такие модели имеют вход для управления током заряда, что позволяет использовать любые алгоритмы зарядки при помощи наружного микроконтроллера и осуществлять настройку зарядных устройств для Liion аккумуляторов.
  • Smart Battery Control – применяется совместно с интеллектуальными элементами питания с интегрированной функцией управления зарядом. Такие модели имеют шину SMBus.

Состав и термины

Автозарядка состоит из первичного источника электропитания для собственно зарядного устройства, которое обеспечивает заданный режим заряда аккумуляторной батареи, и схем защиты ее от разного рода нештатных ситуаций. Схемотехнически эти узлы могут быть в той или иной степени объединены. Далее для краткости употребляются след. сокращения:

  • АКБ – аккумуляторная батарея.
  • ПИ – первичный источник питания.
  • ИП – любой другой источник питания.
  • УЗ – устройство защиты.
  • ТЗ – защита по току.
  • ЗН – защита от перенапряжения.

Зарядное напряжение

Здесь на первый взгляд всё до безобразия просто. Если выбираем автомобильное зарядное для легковушки, номинальное напряжение должно быть 12 В. Соответственно, главной задачей якобы является не купить 6- или 24-вольтовое. Но в жизни не всё так просто. Дело в том, что стандартная АКБ заряжается напряжением не 12 В, а от 12 В до 14,4 В.

Закономерность простая. Чем глубже разряжен аккумулятор, тем больший ток он способен потреблять. Этот параметр мы (или ЗУ) обязаны ограничивать. Поэтому на первых стадиях заряда напряжение должно поддерживаться в районе 13,1-13,5 В. По мере того, как батарея заряжается, показатели растут. Увеличение напряжения продолжается до тех пор, пока оно не достигнет максимально допустимого. Обычно это 14,4 В. После этого его нужно удерживать, не давая повышаться. В противном случае аккумулятор начнёт «кипеть» со всеми вытекающими последствиями.

Зарядное напряжение

Как использовать эту информацию при выборе зарядного устройства? Если вы нацелились на автоматическую модель, она, скорее всего, сама «позаботится» о правильном напряжении на клеммах АКБ во время его зарядки. Но не всегда. Некоторые ЗУ, хоть и позиционируются, как автоматические, справляются с этой задачей из рук вон плохо. Особенно часто грешат они максимальным зарядным напряжением, которое так и норовит «вскипятить» вашу АКБ. Проверить данный пункт несложно, если вы покупаете в живом магазине.

Модели с ручными регулировками, о которых сказано немного ниже, в этом плане менее коварные. В случае чего, вы сами сможете подкорректировать напряжение заряда. Что же касается выбора зарядного устройства без автоматики и регулировок, то здесь всё печально и непредсказуемо. Напряжение они могут задирать и до 16 В, и выше. Попадаются и такие, которые до 19 В «жарят». Понятно, что аккумулятор при такой эксплуатации умрёт очень быстро.

Важный момент по напряжению. Если на выбранном зарядном устройстве есть вольтметр, не поленитесь проверить его показания. Часто бывает, что они врут. Проверить просто. Подключите напрямую к клеммам АКБ проверенный мультиметр в режиме измерения напряжения, и сверьте его показатели с цифрами на экране зарядника. Пусть вас не пугает словосочетание «проверенный мультиметр». Достаточной точностью они обладают почти все. Даже самые дешёвые. Если и врут, то на сотые доли вольта, тогда как вольтметры на зарядных устройствах иногда на полвольта уходят в сторону.

Важные вопросы при выборе

При поиске зарядника для аккумулятора автомобиля нужно обращать внимание на несколько параметров. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации авто:

  1. Из какого материала изготовлена батарея. Если из свинца — то ей требуется специальная зарядка. Для аккумуляторов из других материалов можно использовать универсальные зарядники.
  2. Зарядное должно обеспечивать напряжение на клеммах большее, чем выходное напряжение батареи. То есть, если стандартное напряжение 12 В, то зарядник должен выдавать 13,2−14 вольт. Батареи бывают и на 6 вольт, и на 24. Нужно выбрать подходящее значение.
  3. Устройство должно обеспечивать достаточный для зарядки ток, который можно рассчитать по простой формуле: I = C * 0,1, где I — зарядный ток, C — емкость аккумулятора.

Таким образом, если емкость батареи 60 ампер-часов, то заряжать ее нужно током не более 6 ампер. Рекомендуется уменьшить этот ток еще в два раза, для более качественного наполнения зарядом аккумулятора.

Зарядное для аккумулятора автомобиля может как иметь регулировку тока, так и постоянный выходной ток. При регулируемой установке нужно самостоятельно устанавливать ток заряда исходя из вышеуказанной формулы. Если регулировки нет, то устройство само подбирает оптимальный режим своей работы, что положительно сказывается на течении процесса. Следует выбирать зарядники с ручной регулировкой, если аккумулятор долго находился в разряженном состоянии. Это устройство сможет восстановить заряд такого аккумулятора, в то время как автозарядное приспособление может не начать зарядку при глубоком разряде АКБ.

Как устроена аккумуляторная батарея

схема зарядки аккумулятора от генератора

Единственный видимый элемент любого устройства – корпус. Он обеспечивает общность и целостность конструкции. Следует отметить, что наименование «аккумулятор» может быть полноценно применено только к одной ячейке батареи (их ещё называют банками), а том же стандартном автомобильном аккумуляторе на 12 В их всего шесть.

Возвращаемся к корпусу. К нему выдвигают жесткие требования. Так, он должен быть:

  • стойким к агрессивным химическим реагентам;
  • способным переносить значительные колебания температуры;
  • обладающим хорошими показателями вибростойкости.

Всем этим требованиям отвечает современный синтетический материал – полипропилен. Более детальные различия следует выделять только при работе с конкретными образцами.

100

100Устройство Торнадо в «чужом» корпусе решили вскрыть. Собрано неплохо, но это уровень прошлого тысячелетия. Даты на радиоэлементах выдают себя сами.

Устройство Торнадо в «чужом» корпусе решили вскрыть. Собрано неплохо, но это уровень прошлого тысячелетия. Даты на радиоэлементах выдают себя сами.

Устройство Торнадо в «чужом» корпусе решили вскрыть. Собрано неплохо, но это уровень прошлого тысячелетия. Даты на радиоэлементах выдают себя сами.

Как не нужно!

Поговорим вначале и типичных ошибках конструирования самодельных ЗУ для свинцовых АКБ. Первую иллюстрируют поз. вверху. Подключение непосредственно к бытовой электросети (слева) обсуждения не стоит. Это не ошибка, это грубейшее и опасное нарушение ПТБ. Ошибка – в ограничении тока заряда емкостным балластом. Дорогой, кстати, это способ по сегодняшним меркам: одна только батарея масляно-бумажных конденсаторов на 32 мкФ 350 В (на меньшее напряжение нельзя) стоит больше, чем хорошая фирменная зарядка.

Неправильно и нерационально построенные схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Неправильно и нерационально построенные схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Но главное – в сети появляется реактивная нагрузка. Если в вашем электросчетчике есть индикатор реактивности (светодиод «Возврат»), то при включении этих зарядок в сеть он вспыхнет. Управление современным электрохозяйством невозможно без компьютеров, а «обратка» сбивает электронику с толку даже до отключений по ложной аварии. Поэтому теперешние электрики к реактивке беспощадны. Ну, а вдруг обнаружится, что ее источник неграмотный или излишне хитроумный потребитель, то… не будем на ночь глядя.

Схема внизу, если на считать того же емкостного балласта, разработана квалифицированно, это ЗУ защитит АКБ, образно говоря, и от Тунгусского метеорита; (с подробным ее описанием можно познакомиться здесь: http://ydoma.info/avtomobil-zaryadnoe-ustrojstvo-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora.html). Но, при всем уважении к безусловно знающему свое дело автору, строить так сложно (и дорого) ЗУ для свинцовых АКБ все равно что назначать командовать взводом опытных закаленных солдат нянечку из детсадика. Свинцовому аккумулятору для хорошей жизни нужно немногое. Чем мы далее и займемся.

Процесс восстановления

Допустим, у вас есть схема зарядки аккумулятора от генератора, по которой было собрано устройство. Батарея подключается и сразу же начинается процесс восстановления. По мере его протекания будет расти внутреннее сопротивление устройства. Вместе с ним будет падать зарядный ток.

Когда напряжение приблизится к максимально возможному значению, то этот процесс вообще практически не протекает. А это свидетельствует о том, что устройство успешно зарядилось и его можно отключать.

Время зарядки АКБ

Мы постоянно спешим и хотим, чтобы аккумулятор зарядился как можно быстрее. Однако чудес не бывает и скорость заряда батареи прямо зависит от метода зарядки. Импульсные зарядные устройства позволяют программировать процесс зарядки именно таким образом, как это необходимо для конкретной батареи, исходя из ее характеристик, а время заряда может колебаться от двух до 12 часов.

Время зарядки АКБ

Остается добавить только несколько рекомендаций по покупке зарядки, поскольку на рынке творится бог знает что и не каждый прибор сможет работать адекватно и безопасно. К тому же следует выбирать зарядное устройство не впритык под емкость батареи, а с небольшим запасом, поскольку менять зарядки с автомобилем не совсем рационально. Нужно обращать внимание на бренд, поскольку многие заманчивые предложения с иероглифами на этикетке могут закончиться в худшем случае пожаром, а в лучшем случае быстрым выходом из строя.

Импульсные зарядные устройства

Также приоритетными остаются не просто зарядные, а пуско-зарядные устройства, которые способны в случае чего дать достаточный импульс и запустить двигатель, после чего могут и восстановить АКБ. Выбирайте зарядные устройства правильно и надолго, тогда аккумулятор прослужит все положенные ему 6-8 лет. Удачных дорог и легкого пуска всем!

Читайте также Как выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля

Устройство электрокара


Электромобиль имеет довольно простое по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) устройство. Это объясняется тем, что электромотор гораздо проще, чем ДВС, и не требует регулярного обслуживания. А так как электропривод практически не имеет трущихся частей (кроме подшипников качения на валу), его КПД достигает 90-95%. При этом уровень КПД бензинового ДВС едва достигает 35%, а дизельного – 45%.
Если же говорить об электрокаре в целом, то он не имеет значительных отличий от обычных машин с ДВС. В основном разница – только в двигателе. И так как электромотор работает на электричестве, ему нужна емкая и мощная батарея вместо бака для жидкого топлива в обычных авто. В остальном же машины практически не имеют существенный различий. В электрокаре та же система подвески, кузов и так далее.

Многие электромобили построены на базе бензиновых машин. Это означает, что производитель просто устанавливает электромотор и батарею в обычный автомобиль вместо ДВС

Конечно, существует множество других тонкостей и незначительных конструктивных отличий.

Зарядные устройства

Зарядка севшего аккумулятора не представляет труда при наличии соответствующего оборудования. Аккумуляторами, принято именовать химические источники электричества, восстанавливающие энергию за счет применения наружного электрического поля. Автомобильное зарядное устройство подаёт электроэнергию к источнику питания, возвращая его к рабочему состоянию. Заряженная АКБ является залогом стабильной работы всех систем, поскольку современный автомобиль немыслим без электроники.

Даже при стабильной работе генератора, источник питания может разрядиться. Происходит это, вследствие потребления значительного количества электроэнергии автомобильными системами, постепенно разряжающими аккумуляторную батарею. Полностью её разрядить, способны не выключенные внешние световые приборы и мультимедийная система.

Заряжающие аппараты для автомобильных источников электроэнергии, обладают единым принципом деятельности. Они понижают напряжение обычной сети до нормы, выпрямляют электричество и в автоматическом порядке заряжают севшую батарею. От автовладельца требуется лишь установить клеммы заряжающего аппарата на АКБ и подключить к постоянному электричеству.

Зарядка источника электропитания различается по следующим методам:

  • Постоянное напряжение. Щадящий вариант, сохраняющий работоспособность батареи на длительное время. Вместе с тем, процедура заряжания весьма длительна. Если с самого начала процесс идет быстро к концу интенсивность снижается, что сказывается на продолжительности всего процесса.
  • Постоянный ток. Преимуществом подобного способа является высокая скорость повышения мощности АКБ. Однако при этом аккумулятор довольно быстро теряет свои первоначальные характеристики, постепенно изнашиваясь.
  • Комбинированный. Сочетает положительные характеристики вышеуказанных методов. Признан наиболее оптимальным. Подавляющее число современных зарядных конструкций работают по данному принципу.

Проблема подбора конструкции, заряжающей аккумуляторную батарею автомобиля, должна быть рассмотрена автовладельцем достаточно внимательно и фундаментально. От выбора этого агрегата будет зависеть срок службы источника питания, который имеет довольно высокую стоимость. Приобретаемый товар должен быть заводской сборки, отвечать соответствующими стандартам безопасности, иметь внятную инструкцию и чёткие параметры функционирования. Наиболее приемлемы заряжающие приспособления, функционирующие автоматически. Они смогут обеспечить максимально результативный процесс при минимальном участии человека.

Важным значением при выборе прибора будет совместимость с АКБ. Данный параметр подбирается по ёмкости. При достаточно сильных несоответствиях оба агрегата прослужат непродолжительное время. Также требуется взаимное соответствие силы электротока. Данный параметр измеряется амперами. При наличии регулировки силы тока на ЗУ, во внимание принимается максимальный показатель.

Как правило, подобные механизмы не имеют органов управления, а нуждаются только в подключении.

По принципу работы зарядные приспособления подразделяются на:

  • Импульсные устройства, действующие высокочастотным током.
  • Трансформаторная зарядка для АКБ.

Импульсные зарядные приборы более компактны. Трансформаторные, дешевле, однако довольно массивны, поэтому постепенно вытесняются с рынка зарядных приспособлений. Рассмотрим это более подробно.

ПИ или ИБП?

В наши дни компьютерный импульсный блок питания (ИБП) может оказаться доступнее трансформатора на железе; вдруг он просто в хламе валяется. ИБП часто переделывают в лабораторные БП, но, вообще говоря, это плохой вариант. Выходное напряжение по каналу +12 В удается задрать максимум до 16-17 В, чего для конструкторско-исследовательских целей маловато. А уровень импульсных помех на выходе тогда, мягко говоря, великоват. Как налаживать УМЗЧ с собственными шумами в –66 дБ (что еще очень скромненько), если по питанию «шерсти прет» на –44 дБ или хуже того? Но вот зарядка для аккумулятора автомобиля на 60 А/ч из ИБП получается отличная, и отдельную защиту городить не надо, все уже есть. Переделывают ИБП в авто ЗУ в целом след. образом:

  1. Удаляют выходные провода кроме желтых (+12 В), черных (общий, масса, GND) и зеленого провода логического включения PC ON;
  2. Провод PC ON закорачивают на массу (соединяют с любым из черных);
  3. Ставят механический выключатель сети, если нет штатного сзади;
  4. По схеме или руководствуясь собственным опытом, ищут в обвязке стабилизатора +12 В резистор в цепи обратной связи Rcs;
  5. Заменяют его потенциометром на 10 кОм Rн;
  6. Вращая движок Rн, устанавливают в канале +12 В напряжение +14,4 В;
  7. Замеряют полученное значение Rн и вместо Rcs впаивают постоянный резистор ближайшего номинала из стандартного ряда, допуск на разброс до 2%;
  8. По возможности встраивают в ИБП универсальный указатель напряжения и тока (см. далее) для контроля заряда, питание его – от цепи заряда или +5 В (красный провод);
  9. Сводят желтые и черные провода в отдельные жгуты, надежно присоединяют к ним токовые шланги с зажимами для подключения к АКБ – зарядка готова!

Примечание: подробно два варианта переделки ИБП в ЗУ АКБ можете посмотреть на видео ниже.

Видео: примеры переделки компьютерных БП в ЗУ для АКБ


Порядок работы с зарядным устройством

Для зарядки аккумулятора допускается не снимать его с автомобиля. Если процесс происходит в гараже со стационарной электрической сетью, можно подключить автозарядку непосредственно к АКБ, не снимая клеммы бортовой сети машины. Однако при отсутствии гаража или хорошей проводки в гаражном кооперативе, лучше снять аккумулятор и сделать все манипуляции дома.

Проведите осмотр и очистку от грязи батареи. На ней не должно быть влаги и потеков электролита. Порядок действий таков:

  1. Подключение приспособления к АКБ. Присоединяя устройство к батарее, нужно убедиться, что двигатель машины заглушен. Далее, присоединить сначала красную клемму зарядника к плюсовому выводу аккумулятора, потом черную клемму — к минусовому. Если АКБ не отключена от авто, клеммы зарядки необходимо надевать сверху клемм бортовой сети, а если отключена — непосредственно на выводы батареи. Нужно проследить, чтобы клеммы были надежно закреплены.
  2. Далее, зарядник необходимо подключить в розетку, нажать кнопку питания. При этом будет возможно выбрать опции работы в соответствии с его руководством по эксплуатации.
  3. Нужно настроить оптимальный ток зарядки АКБ. Его величина должна быть примерно 5% от значения номинальной емкости батареи.
  4. Аккумулятор в таком режиме может заряжаться до 24 часов, в зависимости от того, насколько он разряжен. Ток зарядки будет постепенно снижаться. Снимать АКБ с зарядки можно, если ток достиг значений 0,2−0,5 ампера. Принцип работы этого режима — наиболее полное восстановление заряда аккумулятора.
  5. Снимать устройство с зарядки нужно в обратной последовательности. Сначала отключить питание, потом выключить зарядник из розетки, а затем снять клеммы с аккумулятора. Сначала снимается черная, а за ней красная клемма.

Особые режимы заряда

Этот пункт рассматривается здесь чисто ради информативности материала. То есть, вам полезно будет знать, что такие режимы существуют, но переплачивать за их наличие, или нет — решать вам. Практика показывает, что особого толку от них нет. Некоторые из них даже пагубно сказываются на ресурсе АКБ. А особого внимания и осторожности заслуживают те, которые были придуманы на основе мифов о зарядке аккумуляторов.

Бывают специальные режимы такие:

  • Десульфатация — в теории позволяет удалить сульфаты на свинцовых пластинах, благодаря чему вернуть часть утраченной ёмкости. На практике помогает далеко не всегда. Особенно, если сульфатация аккумулятора значительная.
  • Тренировка — то же самое, что и десульфатация.
  • «Качели» — режим, при котором на последнем этапе зарядки устройство периодически останавливает, а затем возобновляет процесс. В теории позволяет более качественно и полноценно зарядить АКБ. На практике полезность этого режима никем не доказана.
  • Дежурная подзарядка — позволяет поддерживать в заряженном состоянии долгое время не используемый аккумулятор. По сути, режим полезен для тех, у кого быстро разряжается аккумулятор, есть неисправности генератора или большой ток утечки. В остальных случаях это бесполезное дополнение.
  • Быстрая зарядка — режим, позволяющий в кратчайшие сроки оживить полностью разряженный аккумулятор. Делается это за счёт большого зарядного тока. Он вреден для АКБ, поэтому часто пользовать таким режимом при наличии не стоит.
  • Быстрый пуск двигателя — ещё более жёсткий режим, позволяющий сразу же после подключения заставить стартер вращаться.

Есть и другие режимы, но они либо бесполезные, либо созданы с целью увеличения продаж зарядных устройств. Если же хочется чего-нибудь из перечисленного выше, то самым безобидным и иногда полезным является десульфатация или тренировка. Но помните, что помогает она только тогда, когда сульфатация на ранней стадии. Если же пластины «обрастали» сульфатами пару лет, а вы только сейчас обратили на это внимание, десульфатация уже не поможет.

Кстати, имитировать такие режимы, как десульфатация, тренировка, дежурная зарядка и «качели» — возможно и самым примитивным зарядным устройством. Главное понимать, зачем нужен тот или иной режим, и по какому принципу он работает. К сожалению, описывать всё это здесь не представляется возможным, так как это темы, требующие отдельных статей.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Типы аккумуляторов

Современные автомобильные аккумуляторы бывают нескольких типов:

  • Сурьмянистый или маcлосурьмянистый — самый распространённый вид со свинцовыми пластинами и жидким кислотным составом электролита;
  • Щелочной — в качестве электролита применяется щёлочной раствор;
  • Гелевый — в качестве электролита используется гель;
  • Гибридный- аккумулятор с различным металлическим составом пластин;
  • AGM- гелевый аккумулятор с усовершенствованной пористо-капиллярной конструкцией для размещения электролита;
  • Кальциевый(Ca/Ca) — в качестве пластин применяются составы на основе кальция.
  • Литий-йонные — с электродами на основе лития.

Литий-йонные аккумуляторы распространены в бытовой технике благодаря самой большой ёмкости по отношению к массе. В автомобилях они так же применяются, но пока не получили большого распространения из-за высокой стоимости.

Наибольшее распространение получили кислотные батареи с кислым электролитом. Они надёжны, имеют большое число циклов заряда-разряда. Относительно высокая масса по отношению к величине заряда компенсируется меньшей стоимостью.

Самый большой недостаток этого типа — так называемая «память» заряда. При нескольких циклах заполнения и разряда до одинакового уровня происходит «запоминание» этого уровня электродами. В процессе эксплуатации при достижении этого значения реакция электролиза замедляется, и батарея перестаёт выдавать нужное значение тока. Такое явление наблюдается в результате сульфатации электродов.

Второй недостаток кислотных аккумуляторов — частичный гидролиз воды при перегрузке заряда. Во время интенсивного заряда большим значением тока электролит частично изменяется. В результате со временем пропадает номинальное значение напряжения и величина ёмкости.

Кальциевые и литий-йонные аккумуляторы не обладают «памятью» заряда. Однако, по величине ёмкости и максимального значения пускового тока они уступают свинцовым.

Детали зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Мощность силового трансформатора необходимо взять не менее 160 Вт и напряжением вторичной обмотки около 21 В. Нагрузочный резистор R8 — проволочный изготовленный из нихромовой проволоки диаметром 0,6 мм. Балластный резистор R5 марки ПЭВР мощностью от 10 до 15 Ватт. Выпрямительный диод VD3 может быть любой из Д242 -Д248 с любой буквой. Его необходимо разместить на радиаторе площадью примерно 200 см2. Оставшиеся резисторы типа – МЛТ. Симистор можно взять КУ208Н.

Смотрите так же: «Зарядно-пусковое устройство«

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...