Комбайны Дон модели 1500 (а, б): технические характеристики и не только

Еще совсем недавно, подавляющее число комбайнов выходивших на поля нашей необъятной родины, были машинами Дон-1500 и его модификаций. Один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на территории СНГ, компания «Ростсельмаш», занималась производством этого знаменитого комбайна на протяжении 20-и лет…

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышала 65%, а доля мирового рынка в 2016 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.
stalinets-6Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов СК-3 в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к СК-4, эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых Дон-1500, именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Назначение

Машина создавалась для уборки зерновых культур многообразного вида прямым и раздельным способом комбайнирования в местах с уклоном не более 8 градусов. Дополнительное оснащение позволяет использовать комбайн для работы с крупами, зернобобовыми и мелкосеменными культурами. Эксплуатация DON 1500B возможна во всех климатических зонах, что расширяет сферу применения техники. При наличии копнителя машина подходит для уборки соломы и половы с поля, при наличии измельчающего устройства – для измельчения и последующего разбрасывания по полю или загрузки полученной массы в телегу.

Устройство комбайна Дон 1500

Зерноуборочный комбайн Дон-1500 состоит из жатки шириной 5, 6, 7 или 8,6 м, наклонной камеры, молотилки, бункера, копнителя, копота или измельчителя соломы, двигателя, силовой передачи, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. Ширина молотилки 1500 мм.Его можно совместить с жаткой  ПСП-10.
При раздельной уборке зерновых вместо жатки может навешиваться платформа-подборщик.
На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, битер проставки, копирующие башмаки. В наклонной камере установлен цепочно-планчатый транспортер.
Молотилка состоит из молотильного аппарата, включающего барабан и подбарабанье, отбойного битера, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, распределительного шнека.
Бункер снабжен загрузочным и выгрузным шнеками.
Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними – ведущими и задними – управляемыми.

С ним может применяться и трактор Т-25 Владимировец.

Устройство комбайна Дон 1500

Фото устройства комбайна Дон 1500

Описание

Контактное лицо: Дмитрий Сергеевич

Тел.: +7 (495) 996-89-51, (985) 998-78-98

Место осмотра:  Вологодская область, Вожегодский район, д. Михайловская

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

don-1500-3

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

don-1500-dvigatel

ЯМЗ-238АК

Комбайны Дон-1500Б оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция ЯМЗ уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На Дон-1500Б устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах Дон-1500Б устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины Дон-1500Б в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

don-1500-2

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.
Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Комбайны Дон (DON)

Комбайны Дон – это производительные машины, предназначенные для уборки урожая на средних и крупных фермерских угодьях. В число преимуществ техники входит надежность жатки, хорошее качество сборки мотовила и грамотный подбор деталей ходовой части. Это позволяет начать использование агрегата любому начинающему фермеру.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (в транспортном положении с жаткой) – 17500 мм;
  • ширина – 4400 мм;
  • высота – 3980 мм;
  • дорожный просвет – 370 мм;
  • ширина колеи передних колес – 2800 мм;
  • ширина колеи задних колес – 2900 мм

Масса машины без жатки равняется 12590 кг, с жаткой и копнителем – 13440 кг. Скорость передвижения:

  • 1 диапазон – до 5 км/час;
  • 2 диапазон – до 10 км/час;
  • транспортная – до 20 км/час.

Эксплуатационные характеристики:

  • ширина захвата жатки – 6000/7000/9000 мм;
  • диаметр барабана – 800 мм;
  • длина барабана – 1484 мм;
  • частота вращения барабана – 445-900 об/мин;
  • угол охвата – 130 градусов;
  • общая площадь подбарабанья – 1,38 кв.м;
  • общая площадь сепарации – 6,15 кв.м;
  • площадь решет – 4,74 кв.м;
  • емкость бункера – 6000 л;
  • скорость выгрузки – 42 л/сек;
  • высота выгрузки – 2900 мм.

Комбайн Дон 1500

Выпущенный в 1986-м году комбайн Дон 1500 отличается надёжностью и эффективностью. Производитель «Ростсельмаш» позаботился о том, чтобы его детище стало наиболее популярным устройством для уборки зерна вплоть до 2006 года.

Модификации комбайна Дон-1500Б

Модельный ряд комбайнов Дон-1500 не велик. Основными серийными моделями были базовый Дон-1500А и улучшенный Дон-1500Б.

Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:

  • В первую очередь был установлен новый, более современный и мощный, V-образный, 8-и цилиндровый ЯМЗ-238ак, мощностью 235 л.с. Против рядного, 6-и цилиндрового, СМД-31А с наддувом, мощностью 225 л.с.
  • Увеличенная производительность выгружного шнека.
  • Модернизированный механизм резки с пальцами открытого типа.
  • Привод жатки получил реверс.
  • Количество люков камнеуловителей увеличилось до двух.
  • Увеличенная площадь верхнего решета.

В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.

don-1500b-1

Цена

Стоимость Дон 1500Б на вторичном рынке зависит от состояния машины и года выпуска:

  • 1998-2000 год – 0,8-1,2 миллиона рублей.
  • 2002-2004 год – 1,4-2 миллиона рублей.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

don-1500-6

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались  70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн Дон-1500Б не стал исключением.

Достоинства:

  • Неплохая проходимость на мягких, влажных грунтах, благодаря широким колесам с высоким протектором.
  • Двигатель ЯМЗ.
  • Мощный молотильный механизм с большим диаметром барабана позволяют работать с длинными и влажными колосьями.
  • Три разных размера жатки, с хорошим механизмом копирования неровностей рельефа.
  • Бункер для зерна большого объема.
  • Широкая дилерская сеть «Ростсельмаш», доступность запчастей и ремонтопригодность.

Недостатки:

  • В кабине очень жарко, далеко не все комбайны комплектовались кондиционером, а если быть честным единицы. В дополнение к этому, расположенная почти вплотную к кабине силовая установка, значительно увеличивала шумность, и дополнительно нагревала ее превращая жару в настоящее пекло.
  • Не уступая импортным аналогам в производительности по многим параметрам, все же уступает в надежности и сроках эксплуатации.

Отзывы комбайнеров:

  1. В разгар уборочной приобрел Дон-1500Б за 850 000р. Год хоть и свежий 2006, состояние было средненькое, но так сказать стабильное. Предстояло убрать 260 Га зерновых и 100 Га подсолнечника. Был приятно удивлен, с площадями справился без труда и без поломок, обрыв ремней в расчет не беру – это расходники.
  2. В целом машиной доволен, в заводском варианте конечно тот еще геморрой и душегубка, но если подшаманить под себя, работать можно. Главное, это отличная производительность, по доступной цене. Только кондиционер поставить и сразу многие недочеты уходят на задний план! А в целом мужики, что только не делают с ними, возможности тюнинга весьма обширны. Ставят удлиненный решетный стан, доработанные жатки и многое другое. В общем как и к любой советской технике, нужно руки приложить.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500Б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продавца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700 тыс. до 1.5 млн. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.

Ремонт

Ремонтные работы, проводимые с комбайном, следует осуществлять на основе соответствующей технической документации, утвержденной заводом-производителем. При выполнении текущего технического обслуживания, ремонта и даже стандартного визуального осмотра следует непременно придерживаться последовательности, которая позволит не только провести качественно указанные виды работ, но и обезопасить ремонтный персонал или водителя машины от возможных травм. Комбайн очень удобен еще и тем, что все его детали унифицированы и стандартизированы, и потому замена выведшего из строя узла значительно упрощается. При этом подбор новой детали займет минимум времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...