Коробка передач ЯМЗ 236: устройство и ремонт

Подробно узнать про коробку переключения передач для ЯМЗ 236 можнос помощью подробного описания, видео-обзоров, схем устройства.

Характеристики и технические параметры данной коробки передач

Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:

Вид 5 ступеней, механическое управление, имеет синхронизаторы на 2–5 скоростях
Максимально возможный крутящий момент 930
Масса 240 кг
Передаточные числа 5,22-2,9-1,52-1,00-0,66 — для передачи с 1 по 5 соответственно; 5,22 — для заднего хода
Управление переключением Рычаг или фланец
Фланец крепления карданного вала Гладкий, имеет 8 болтов ISO 8667-T180
Дополнительная мощность 1.       От шестерни промежуточного вала через картер.

2.       От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу)

Сфера применения МАЗ, ЗИЛ

КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.

Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

  • Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
  • Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.

Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.

Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.

Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.

Устройство дополнительных элементов

Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.

Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:

  • конусное кольцо синхронизатора;
  • конус, расположенный на зубчатом колесе.

В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.

Схема стартера ЯМЗ236

Схема стартера ЯМЗ-236

А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:

  • штифт;
  • 4 шарика.

Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.

Дополнительные параметры

К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:

Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-236

Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-236

  • Управление КПП ЯМЗ-236 происходит с помощью качающегося рычага. Это процесс имеет определенную схему.
  • Система смазки у КПП отличается в зависимости от детали. Одна часть элементов смазывается под высоким давлением, а другая — разбрызгиванием.
  • Маслозаборник КПП имеет сетку и магнит, позволяющие выполнять очистку масла от металлических примесей.
  • В крышке вторичного вала расположен привод спидометра.
  • Внутренняя часть картера КПП имеет сообщение с атмосферой. Это происходит благодаря сапуну.

Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.

Коробка передач в сборе ЯМЗ-236П и ЯМЗ-236Н — ЯМЗ-236 М:

Перечень комплектующих от Коробка передач в сборе ЯМЗ-236П и ЯМЗ-236Н на ЯМЗ-236 М

Схемы запчастей предназначены для справочных целей! Мы продаем не все запчасти от Коробка передач в сборе ЯМЗ-236П и ЯМЗ-236Н на ЯМЗ-236 М, представленные в этом списке.
Если в правой колонке есть ссылка «Показать цены» — эти запчасти от «Коробка передач в сборе ЯМЗ-236П и ЯМЗ-236Н» есть в продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки «Показать стоимость» — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Код детали Наименование Информация о детали

Показать все цены

236Н-1700003 Коробка передач с картером сцепления в сборе Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 8) 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель 236Н Группа Коробка передач Подгруппа Коробка передач в сборе Порядковый номер детали 003 Показать цены
236Н-1700003 КПП ЯМЗ-236 КРАЗ АВТОДИЗЕЛЬ

Быстрый просмотр

Артикул: 236Н-1700003

Доступно под заказ

Код для заказа: 00004703

Заказать

Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа

Заказать

Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа

2 236П-1700004 Коробка передач в сборе Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 8) 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель 236П Группа Коробка передач Подгруппа Коробка передач в сборе Порядковый номер детали 004 Показать цены
236П-1700004 КПП ЯМЗ-236 МАЗ (2-х диск.сцепл) АВТОДИЗЕЛЬ

Быстрый просмотр

Артикул: 236П-1700004

Доступно под заказ

Код для заказа: 00004719

Заказать

Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа

Заказать

Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа

Описание

Сборочный чертеж КПП ЯМЗ 236

Модификации КПП ЯМЗ-236

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение
ЯМЗ-236Н 250 930 а/м КрАЗ, скреперы МоАЗ, ж/д транспорт
ЯМЗ-236Н1 250 930 а/м КрАЗ, скреперы МоАЗ, ж/д транспорт
ЯМЗ-236Н3 250 930 а/м КрАЗ, скреперы МоАЗ, ж/д транспорт
ЯМЗ-236У 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У1 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У2 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У3 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У4 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У5 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У6 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236У7 245 930 а/м Урал
ЯМЗ-236Л 246 930 а/б МАЗ, а/б ЛиАЗ, ЛАЗ, МАРЗ, “Волжанин”, “Неман”
ЯМЗ-236Л1 246 930 а/б МАЗ, а/б ЛиАЗ, ЛАЗ, МАРЗ, “Волжанин”, “Неман”
ЯМЗ-236Л2 246 930 а/б МАЗ, а/б ЛиАЗ, ЛАЗ, МАРЗ, “Волжанин”, “Неман”
ЯМЗ-236П 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ
ЯМЗ-236П1 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ
ЯМЗ-236П3 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ
ЯМЗ-236П4 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ
ЯМЗ-236П5 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ
ЯМЗ-236П7 240 930 а/м МАЗ, ЗИЛ

Управление переключением передач

Управление переключением передач КПП ЯМЗ-236: Рычаг или фланец для установки механизма дистанционного управления

Фланец крепления карданного вала

Фланец крепления карданного вала КПП ЯМЗ-236: Гладкий, 8 болтов M10 на ∅155 мм или ISO 8667-T180

Дополнительный отбор мощности

Дополнительный отбор мощности КПП ЯМЗ-236:

  • От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.)
  • От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.)

Общая информация

5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ

5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ

5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ. Схема

5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ. Схема

Тип КПП

5-ступенчатая, механическая, с синхронизаторами на 2–3 и 4–5 передачах.

Конструкция модернизированных коробок передач семейства ЯМЗ-2361 предусматривает:

  • увеличенный диаметр первичного вала;
  • установку пневмоусилителя переключения передач;
  • применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
  • установку электронного датчика спидометра;
  • применения ходоуменьшителя, обеспечивающего скорость движения до 0,9 км/ч (совместное производство ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) и ОАО «ТМЗ»);
  • дополнительный отбор мощности.

Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления с крышкой выходного вала под механический или электронный привод спидометра. Объем масла в картере коробки передач 5,5+0,3 л.

Технические характеристики двигателя

Производство

«Автодизель»
Ярославский моторный завод

Марка двигателя

236

Годы выпуска

1962-н.в.

Материал блока цилиндров

чугун

Тип двигателя

дизельный

Конфигурация

V-образный

Количество цилиндров

6

Клапанов на цилиндр

2

Ход поршня, (мм)

140

Диаметр цилиндра, (мм)

130

Степень сжатия

16.5

Объем двигателя, (куб.см.)

11150

Мощность двигателя, (л.с./об.мин)

250/2000

Макс. крутящий момент, (Нм/об.мин)

1078/1100-1300

Экологические нормы

Евро 0
Евро 1
Евро 2

Турбокомпрессор

ТКР 90

Масса двигателя, (кг.)

890 (ЯМЗ-236М2)
950 (турбо)

Средний расход  топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (при установке на автомобиль УРАЛ 4320)

35

Расход масла, % к расходу топлива, до

0.5
0.2 (Евро 2)

Рекомендуемое моторное масло:
– для лета
– для зимы (при t менее +5° С)

М-10-Г2к
М-8-Г2к

Объем моторного масла в двигателе, (л.)

21 (атмосферный)
24 (турбированный)

Периодичность замены масла, (моточасов)

 500
1000 (Евро-2)

Габаритные размеры, (мм):
— длина
— ширина
— высота

(ЯМЗ-236Б)
1276
1045
1100

Ресурс двигателя
— заявлено заводом
— на практике (в среднем)

8000+ моточасов
800 т.км.

Применимость ЯМЗ-236

Скачать таблицу

Схема двигателя ЯМЗ-236, продольный разрез

Схема двигателя ЯМЗ-236, продольный разрез:

1-масляный наосо; 2-шкив колневала; 3-коленчал; 4-крышка шестерен распределения; 5-упорный фланец распредвала; 6-кронштейн передней опоры двигателя; 7-шестерня привода ТНВД; 8-корпус привода вентилятора; 9-вал привода ТНВД; 10-крыльчатка вентилятора; 11-верхняя крышка блока; 12-фильтр тонкой очистки топлива; 13-полумуфта привода ТНВД; 14-перепусуная трубаводяных термостатов; 15-соединительная трубкаводяных термостатов; 16-воздушный фильтр; 17-стерженькрепления воздушного фильтра; 18-ТНВД; 19-толкатель клапана; 20-ось толкателя;21-распредвал; 22-маховик; 23-блок цилиндров; 24-болт крепления маховика; 25-картер маховика; 26-крышка коренного подшипника коленвала.

Руководство по эксплуатации ЯМЗ-236 – Скачать

Состав проекта

Название Размер
icon korobka-yamz-236.cdw
655 KB

Передаточные числа

Модель КПП Передаточные числа
1 2 3 4 5 З/ход
ЯМЗ-2361-01 5,22 2,90 1,52 1,00 0,664 5,22
ЯМЗ-2361-02
ЯМЗ-2361-04
ЯМЗ-2361-05
ЯМЗ-2361-06
ЯМЗ-2361-07
ЯМЗ-2361-30
ЯМЗ-2361-31
ЯМЗ-2361-50
ЯМЗ-2361-51
ЯМЗ-2361-52
ЯМЗ-2361-53
ЯМЗ-2361-56
ЯМЗ-2361-57
ЯМЗ-2361-58
ЯМЗ-2361-59
Модель КПП Передаточные числа
1 2 3 4 5 З/ход
ЯМЗ-2361-80 5,22 2,90 1,52 1,00 0,71 5,22
ЯМЗ-2361-81
ЯМЗ-2361-86
ЯМЗ-2361-87
ЯМЗ-2361-88
ЯМЗ-236П 5,22 2,90 1,52 1,00 0,664 5,22
ЯМЗ-236У
ЯМЗ-236Н
ЯМЗ-236200Л 5,22 2,90 1,52 1,00 0,71 5,22

Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236

Сразу расскажем про слабые стороны ЯМЗ-236. Проблемы могут быть связаны с шестеренным приводом ТНВД. Для проверки, всё ли нормально с этим узлом, рекомендуется несколько раз завести двигатель «на холодную» и «на горячую», пуск должен быть мгновенным. Старые моторы грешат выработкой на шпонке, как следствие, меняется угол впрыска при пуске, и при тяговых нагрузках выходная мощность будет падать и меняться, мотор будет сильнее дымить.

Конструктивно привод ГРМ также расположили не очень удачно. Очень много крутильных и вибрационных колебаний, из-за чего шестерни и шпонки изнашиваются быстрее.

Еще в слабые места ЯМЗ-236 можно записать: толкатели клапанов, топливную аппаратуру, в особенности форсунки, трудности с заменой этих самых форсунок, ТНВД с проточной смазкой и не очень удачным приводом. Так же есть несколько случаев, когда лопалось ГБЦ в районе форсуночных отверстий, но это скорее исключение из правил, но всё же.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Свободное скачивание на сегодня

Обновление через: 12 часов 29 минут

ТТК Обработка поверхностей под окрашивание водными и неводными составами. Частичная подмазка поверхностей - типовая технологическая карта
  • 24.04.2014
ТТК Обработка поверхностей под окрашивание водными и неводными составами. Частичная подмазка поверхностей – типовая технологическая карта
Козрек 3d
  • 24.10.2015
Козрек 3d
Музыкальная школа
  • 24.10.2015
Музыкальная школа
Коническая зубчатая передача
  • 21.04.2015
Коническая зубчатая передача

Ресурс

Не смотря на такой внушительный список неисправностей и слабых мест, ресурс дизельного двигателя ЯМЗ-236 составляет в среднем 800 т.км. Это конечно при своевременном и полном обслуживании. И если вовремя менять и устранять выявленные неисправности и вышедшие из строя узлы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...