Мануал по расшифровке кодов и обозначений всех подшипников.

Технические характеристики подшипника Классификация подшипников

Класс точности подшипника по ГОСТ

b19.jpgКласс точности по ГОСТ

– характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников.

Сводный ряд классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002

    8         7         0 – нормальный         6Х         6         5         4         Т         2    

(в порядке увеличения класса)

Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2– для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2– для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2– для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.

Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.

36208_klass.jpgПредельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0.

Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 – в 2 раза.

Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 – в 1,2 раза.

С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.

В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5.

Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это – высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .

Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.

Определение механизма

Сборное устройство является фрагментом опоры, которая поддерживает ось, иную движущуюся конструкцию с необходимой жесткостью. Изделие приводится в действие при помощи колебания, вращения с маленьким сопротивлением, берет на себя нагрузку и передает ее на элементы устройства. Фиксирует в нужной точке.  

Основная цифровая маркировка и схема

Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.

Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.

Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:

Y – XXXXXX – Z

Любой номер имеет три составляющие:

  • Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
  • Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
  • Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.

Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)

Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)

где под цифрами имеется ввиду:

  1. диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
  2. размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
  3. тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
  4. конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
  5. размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.

Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.

подшипники таблица

АС9Ш2

Дополнительное обозначение   Основное обозначение   Дополнительное обозначение

Основное обозначение

Основное обозначение по ГОСТ 3189 состоит из 7 цифр. При єтом часть обозначения, состоящая из нулей, находящихся до первой значащей цифры, опускается.

Схема 2

Буква «А»

Литера «А» справа – повышенная грузоподъемность, применяемая к подшипниковому узлу. Для шариковых однорядных подшипников этот параметр пренебрегается, так как они выпускаются всегда с повышенной грузоподъемностью.

Буква «К»

Она обозначает конструктивные изменения, которые применяются для различных видов подшипниковых узлов.

Показатель Тип подшипников Расшифровка показателя
К шпиндельные радиально-упорные шариковые идут по высшему классу точности сепаратор выполнен из текстолита, имеет массивный вид, предусмотрен «замок» на внутреннем кольце в виде скоса
роликовые с короткими роликами, двухрядные с коническими и цилиндрическими отверстиями предусмотрена кольцевая проточка, выполненная посередине наружной поверхности кольца, в нем также присутствует три специальных отверстия, предназначенных под смазку
К, К1, К2 роликовые радиальные, в который установлены короткие ролики применяется особый сепаратор штампованного вида из черных металлов
К5 радиальные шариковые Повышенная грузоподъемность
К7 радиально-упорные шариковые подшипниковые узлы присутствует скос на внутреннем ободе, угол контакта 120, а сепаратор имеет массивные размеры и выполнен из текстолита
однорядные радиальные шариковые подшипники со сферической поверхностью изделие идет с двухсторонним уплотнением, при его установке имеется возможность использовать стопорный штырь
К10

-//-

-//-

К11 шариковые радиально-упорные подшипники в них установлен штампованный сепаратор

Буква «М»

Обозначает, что в роликовых подшипниках имеется модифицированный контакт.

Буква «Н»

Для каждого вида подшипников она означает определенные особенности.

Вид подшипника

Особенности

Двухрядные сферические роликовые радиальные посередине наружного кольца имеется кольцевая проточка, а также предусмотрены три отверстия для внесения смазки
Однорядные шариковые наличие отверстий под смазку и углубления на наружном ободе
радиальные роликовые с короткими роликами В них нет наружного или внутреннего кольца
упорные диаметр «свободного» кольца отвечает требованиям ISO 104:1994, их внутренние кольца отличаются друг от друга небольшой величиной

Буква «Т»

Она совместно с последующими за ней цифрами указывает на температуру, которая наблюдается при изготовлении на этапе стабилизирующего отпуска.

Обозначение

Температура в градусах

Т

160

Т1

180

Т2

200

Т3

250

Т4

300

Т5

350

Т6

390

Четвёртый класс из прецизионных сплавов

Подшипники из прецизионных сплавов относятся к 4-му классу точности. В эту категорию входя все упорно-радиальные подшипники из специальных сплавов, которые также относятся к первой категории “А”. В каждом обозначении дополнительно указывается номинальное сопряжение поверхностей, соответствующее ходовой посадке на валу, которая не должна превышать 50 мм.

2. Буквенные обозначения иностранных подшипников

Имеется ряд иностранных фирм, которые выпускают похожие с отечественными изделиями, только их маркировка идет согласно ISO.

Класс точности игольчатых подшипников.

Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d – внутренний диаметр, D – наружный диаметр и B – ширину подшипника в мм в порядке перечисления.

Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 5, 3, 2. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.

подробнее читайте Условное обозначение игольчатых подшипников.

Классы точности подшипников скольжения

В рабочем режиме в подшипниках скольжения непосредственного механического контакта между поверхностями вала и втулки не происходит. Между деталями присутствует зазор, заполненный слоем смазочного материала, исключающего соприкосновение трущихся поверхностей.

Классы точности подшипников скольжения

Однако при пуске вала имеется кратковременный период так называемого граничного трения — режима, при котором поверхности вкладыша и вала входят в непосредственный механический контакт, что приводит к их разрушению.

После того, как необходимая скорость набрана, силы в подшипнике уравновешивают вал — и наступает режим жидкостного трения, при котором контакта между трущимися поверхностями нет, а трение происходит лишь между слоями разделяющей их смазки.

Классы точности подшипников скольжения введены с целью определения влияния шероховатостей поверхностей, получаемых в ходе эксплуатации (режима граничного трения). ГОСТ 4386-3-96 устанавливает пять классов в зависимости от состояния поверхности скольжения: A, B, C, D, E, где класс A присваивается подшипникам скольжения с максимально гладкой поверхностью, а E — с наиболее шероховатой.

sq_big.png

Буква «D»

Основные размеры подшипника остаются неизменными, буквы в обозначении свидетельствуют о принадлежности узла к определенной серии.

Обозначение

Вид подшипника

Конструктивные особенности

DB два однорядных радиальных шарикоподшипника числа после такого буквенного обозначения указывают на размещение промежуточных колец
DF два однорядных радиальных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника изделия спарены по Х-образной схеме
DG два радиально-упорных однорядных шарикоподшипника они могут соединяться по Х-образной и О-образной схеме
DH упорный одинарный подшипник в нем два свободных кольца
DR два цилиндрических роликоподшипника или однорядных радиальных шарикоподшипников подшипниковые узлы спаренные между собой для симметричного распределения радиальной нагрузки
DS упорный одинарный в нем присутствует два тугих кольца
DT два однорядных шарикоподшипника радиальных или же конические однорядные роликоподшипники они спарены по схеме тандем
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...