Опасная зона работы крана – как рассчитать и оградить

Опасные зоны при работе грузоподъемного крана обязательно определяются проектной документацией до начала работы ответственным лицом.

Что такое опасная зона крана

Пределы закрытой для движения территории рассчитываются заранее, до момента установки подъемного устройства и прокладки колеи для его движения. Границы опасных зон при работе крана являются ориентиром для размещения складских помещений, пунктов заправки техники, бытовок и других объектов, необходимых для обеспечения стройки необходимыми ресурсами.

Схема безопасности

Основой для расчетов берется рабочая площадка крана, которая включает:

  1. Протяженность рельсового пути. Учитываются длина и внешние габариты самой широкой части устройства.
  2. Максимальный вылет стрелы. Добавляется половина размера груза, который будет использоваться при строительстве в соответствии с проектной документацией.
  3. Высшая точка, на которую поднимается стрела телескопических устройств. При планировании использования автомобильных погрузчиков прибавляется длина дополнительного гуська.
  4. Расстояние, на которое отлетает груз при падении с максимальной высоты. В расчет берутся упругие предметы и твердое, пружинящее основание.

Опасной площадью крана считается территория, где строители, посторонние люди, оборудование и здания могут пострадать от контакта с подъемным оборудованием, находящимся на захвате, или с падающим грузом.

Определение понятия

Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:

  • строящихся зданий;
  • эксплуатации подъемных кранов, трубоукладчиков;
  • эксплуатации экскаваторов, самосвалов, асфальтоукладчиков и других машин;
  • испытаний трубопроводов;
  • резких перепадов высот – котлованов, траншей.
Опасные зоны при работе стрелового крана

Опасные зоны при работе стрелового крана

Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.

Установленная зона работы крана. Опасные зоны — что к ним относится?

Давайте рассмотрим, как можно рассчитать границы данной потенциально аварийной территории. Граница опасной зоны работы крана проходит по тем местам, над которыми он перемещает строительный груз. Что к ним относится? Это непосредственно зона, которую кран обслуживает, но не только. К ней следует добавить расстояние, равное половине из наименьших наружных габаритов того груза, который будет им перемещаем.

Затем — прибавить сюда то минимальное расстояние, на которое способен отлететь падающий груз, и, кроме того, увеличить размер опасной зоны на самый большой из габаритных размеров этого груза.

Граница той зоны, которая подлежит обслуживанию, зависит от максимального вылета его стрелы (обозначается как Р (макс.) ст.). Чтобы определить, на какое наименьшее расстояние способен отлететь груз при падении, (обозначим эту величину как Р (отл.)), следует принять во внимание высоту его подъема.

Чтобы узнать высоту возможного падения груза, возьмем расстояние от поверхности строительной площадки до нижней части груза, который подвешивается к стреле крана. Строповка грузов производится при помощи специальных приспособлений, называемых траверсами, стропами и т. п.

строповка грузов

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

Граница опасной зоны от падения предмета, груза с люльки или площадки подъемника, вышки

Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке

На границах тех зон, где опасные факторы производства действуют в постоянном режиме, необходима установка предохранительных ограждений защиты. Те зоны, которые являются потенциально опасными, должны быть оцеплены сигнальными ограждениями и обозначены знаками безопасности.

Таким образом, когда определена зона работы крана, опасные зоны на местности размечают при помощи установленных по ГОСТ знаков, несущих предупредительную функцию. Размещать их следует так, чтобы границы хорошо просматривались. На протяжении темного времени суток они обязаны освещаться.

Устанавливают их на специальных стойках, которые должны быть надежно закреплены во избежание падения от идущих людей и проезжающей техники. Там, где заканчивается зона работы крана, опасные зоны могут вплотную примыкать к местам прохода людей (дорогам и пешеходным дорожкам). На таких участках также обязательно наличие предупреждающих знаков.

Недопустимо размещение санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, проходов для людей, т. е. любых зон постоянного либо временного пребывания работающих на опасной территории.

Как ограничить границу опасной зоны

Рабочая зона крана отображается в проектной документации. Если предусматривается передвижение крана на новую точку, то разрабатывается технология изменения границ закрытой территории и проведения на ней различных действий. При этом проводится дополнительный инструктаж и выдача наряда на осуществление опасных работ.

Отделение неблагоприятной зоны

На схеме отображается такая информация:

  • границы опасной зоны при работе оборудования и при его временной остановке;
  • места расположения объектов обслуживания стройки;
  • пути перемещения автотранспорта и пешеходные дорожки;
  • заборы вокруг строительной площадки.

Знаки обозначения опасной зоны устанавливаются по всему ее периметру. При необходимости проводится очистка местности от зеленых насаждений для обеспечения хорошей видимости в любое время суток. В ночное время указатели зоны крана должны быть подсвечены фонарями или прожекторами.

Согласно ГОСТ (37) знаки должны иметь такую конфигурацию:

  • материал — жесть 1-1,5 мм или пластик 3-4 мм;
  • фон — белый;
  • кайма — красная;
  • крановое оборудование — черное.

Знаки устанавливаются на прочных опорах, не мешающих проходу людей и проезду машин. Они должны быть явно видны всем работающим на строительном объекте. Ограничительные таблички устанавливают в зоне видимости крановщика и стропальщиков. Пешеходные улицы огораживаются, на заборе делаются надписи о работе крана.

Чем должны быть оборудованы краны

Если отсутствует кольцевой токоприемник между отдельными частями крана — поворотной и неповоротной — обязательно наличие ограничителя поворота.

Необходимо предусмотреть устройство безопасности, функция которого — в случае обрыва тележечного каната автоматически остановить работу грузовой тележки.

Кран обязан быть снабжен звуковым сигналом, тональность которого не совпадает с автомобильной.

Обязан иметься вольтметр, а также счетчик учета времени, которое отработано грузовой лебедкой или самим краном, и, кроме того, кабельный барабан.

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.

От чего зависит безопасность работы крана

Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.

определение опасной зоны работы крана

Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.

С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.

Разметка на складах

Как уже упоминалось ранее, опасная зона – это пространство, где существует реальная угроза здоровью и жизни работников. Такие участки есть на любом производственном предприятии, вне зависимости от его сферы деятельности. Поэтому они должны ограждаться не только на стройке.

опасная производственная зона

Склады также являются местом, где зачастую работники могут быть травмированы. Чаще всего это связано с неустойчивостью ящиков, контейнеров, упаковок, складированных в специально отведенных местах. Конечно, при правильной погрузке и хранении риск получить травму на складе невысок. Однако из-за беспечности или невнимательности сотрудников и людей, ответственных за соблюдение правил безопасности, работникам может быть причинён невосполнимый вред здоровью. Поэтому опасная производственная зона на складах выделяется соответствующей разметкой.

Башенные краны — почему часты аварии?

В отличие от других видов подъемных механизмов башенные краны относительно часто подвергаются обрушению. Причина этого — в их конструктивных особенностях. Колея пути, по которому он перемещается, как правило, имеет ширину (то есть межрельсовое расстояние) не более шести метров. База крана (речь идет о промежутке между осями его ходовых тележек, которые располагаются на одном и том же рельсе) тоже незначительна и, как правило, не превышает этого же расстояния.

Высота же его достаточно велика, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. Это же относится и к прочим условиям его эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в неработающем состоянии. Для предотвращения этого применяют противоугонные захваты.

На падения кранов, частота которых довольно велика, практически не оказывают влияния тщательно соблюдаемые требования по технике безопасности. Статистикой установлено, что чаще всего это происходит с теми из них, которые используют для перемещения рельсовые пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...