Основные правила эксплуатационного обслуживания экскаваторов

Название: Инструкция по эксплуатации экскаваторов ЭКГ-8И, ЭКГ-6,Зус и ЭКГ-4у; Файл: 1.doc; Дата: 08.12.2011 17:58; Размер: 920kb.

Виталий Ткачев из Владимира спрашивает:

Как проводится подготовка экскаватора к работе? Какие параметры гарантируют безопасность эксплуатации техники?

Ответ нашего специалиста:

Подготовка экскаватора к работе производится в несколько этапов. Соблюдение всех этапов подготовки гарантирует безопасную эксплуатацию техники и соблюдение правил безопасности на рабочей площадке.

Обкатка экскаваторов

Период обкатки чрезвычайно важен, так как в рамках него происходит основная приработка трущихся элементов конструкции. Выполнять рекомендации производителя следует в полном объеме, ведь от этого зависит, будет ли дальнейшая эксплуатация экскаватора беспроблемной. Проще говоря, в этот период закладывается ресурс прочности машины:obkatka

  • надежность;
  • экономичность;
  • продолжительность работы.

Порядок действий перед обкаткой экскаватора:

  • удаление пыли и грязи, попавшей внутрь при транспортировке;
  • расконсервация;
  • смазка узлов и компонентов согласно карте смазки (в первые 30 часов производится вдвое чаще, чем указано в карте);
  • осмотр рабочего оборудования и механизмов, цепей, канатов;
  • проверка креплений;
  • подготовка к запуску;
  • оценка уровня масла в картере, гидросистеме, трансмиссии, очистителе воздуха.

Нормальная нагрузка допускается только после полной обкатки.

Перечисленные особенности эксплуатации применимы и для машин, которые прошли капремонт.

Общая часть

  • Машинист экскаватора и весь персонал, обслуживающий механизмы, участвующие в комплексе, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, который следует повторять не реже 1 раза в 3 месяца и при каждом переходе этих рабочих на новое место работы или при изменении условий их труда.
  • Машинист экскаватора и весь обслуживающий персонал машины должны быть обеспечены, спецодеждой и защитными средствами согласно действующим нормам и обязательно применять их во время работы. Без соответствующих спецодежды и защитных средств обслуживающий персонал экскаватора к работе не допускается.
  • Машинисты одноковшовых экскаваторов, работающих с оборудованием, па которое распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (крюком или грейфером), в тех случаях, когда стрела, а также крюк или грейфер подвешены па канате, должны быть обучены и аттестованы квалификационной комиссией с обязательным участием представителя местного органа Госгортехнадзора.
  • У всех машинистов экскаваторов, их помощников, слесарей, электромонтеров, стропальщиков (при работе экскаваторов с крановым оборудованием) следует периодически не реже одного раза в 12 месяцев, а также при нарушении правил техники безопасности проверять знание этих правил.
  • Все виды инструктажа и проверки знаний по технике безопасности следует оформлять соответствующими документами-журналами проведения инструктажа, протоколами и т. п.
  1. Машинист экскаватора может быть допущен к работе только на той машине, по которой прошел обучение. В удостоверении, выданном машинисту экскаватора, должно быть указано, на какой марке экскаватора он допущен к работе.
  2. Машинист экскаватора должен:
  • знать инструкцию по технике безопасности для машиниста экскаватора, а также инструкцию завода изготовителя данного экскаватора по монтажу и эксплуатации машины;
  • знать устройство экскаватора, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
  • владеть навыками, нужными для управления механизмами экскаватора и ухода за ними; перед тем как перейти к самостоятельному управлению экскаватором, машинист, окончивший курс обучения, не менее 1 месяца должен проработать на экскаваторе под руководством опытного машиниста и ознакомиться со всеми условиями, в которых работает данный экскаватор, а также необходимыми мерами предосторожности;
  • если экскаватор работает с крановым или грейферным оборудованием, знать факторы, влияющие на устойчивость экскаватора, и причины потери устойчивости;
  • знать ассортимент и назначение горючего и смазочных материалов, применяемых для данного экскаватора;
  • при комплексной механизации производственного процесса знать правила безопасной работы на всех машинах, участвующих в комплексе. Это необходимо потому, что машинист экскаватора отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми рабочими, обслуживающими экскаватор.

В удостоверении машиниста должна быть указана марка экскаватораИсточник фото: exkavator.ruВ удостоверении машиниста должна быть указана марка экскаватора

Вся необходимая информация по вождению экскаватора для начинающих

Обучением профессии экскаваторщика занимаются специализированные учебные центры. Чтобы получить права на экскаватор, надо не только освоить принципы управления техническим средством, но и владеть знаниями по обслуживанию и ремонту базовой машины и навесного оборудования к ней, иметь навыки слесаря, уметь читать чертежи и схемы деталей и даже разбираться в категориях грунта.

mashinist-ekskavatora.jpg

Престиж профессии определяется востребованностью на рынке труда. Экскаваторы пользуются высоким спросом. Эта спецтехника незаменима при разработке горных выработок, карьеров, в сфере гражданского и дорожного строительства. Оснащенные ковшом машины применяются для копания траншей и котлованов или создания насыпей и отвалов, выемки грунта или обустройства дамб. Машины используют не только для добычи железной руды, угля и других пород, но и как погрузчики сыпучих материалов в транспортные средства.

Профессиональный машинист экскаватора всегда обеспечен работой и стабильным заработком. И каждый имеющий удостоверение на экскаватор может со временем улучшать разряд, проходя обучение на курсах повышения квалификации. Максимальный профессиональный уровень — 8 разряд.

Зимнее хранение

В некоторых случаях эксплуатация экскаватора зимой может просто не иметь смысла, поэтому следует произвести расчет, чтобы узнать, окупится работа экскаватора в зимнее время или выгоднее поставить его на хранение.

Неправильное хранение экскаватора зимой может создать больше сложностей с эксплуатационными жидкостями и системами, в которых они работают, чем каждодневная эксплуатация. Чтобы подготовить экскаватор к зимнему хранению и быть уверенным, что он весной заведется и будет в работоспособном состоянии, рекомендуется выполнить следующее (заметим, что при постановке экскаватора на зимнее хранение выполняются те же многие работы, что и при подготовке машины к зимней эксплуатации, которые уже описаны выше, поэтому мы лишь вкратце упомянем их здесь): очистить экскаватор снаружи от грязи; хранить машину по возможности в закрытом охраняемом безопасном помещении, чтобы уберечь от неблагоприятного воздействия снега, льда, соляного раствора, а также от хищения и вандалов.

Подготовка экскаватора к работе - инструкция по эксплуатации

Топливо. Перед постановкой экскаватора на зимнее хранение следует слить конденсат из бака и из фильтра-отстойника, чтобы предотвратить повреждение этих компонентов в случае замерзания воды. После того как вода из системы питания двигателя будет слита, обязательно заполните бак доверху свежим топливом (которое не хранилось перед тем долгое время), смешанным с антигелевой присадкой, потому что даже свежее топливо может загустевать и терять текучесть (парафинизироваться) при низких температурах. Это поможет предотвратить коррозию стенок бака под действием конденсирующейся влаги. Депрессорная присадка предотвращает выпадение парафина в топливе и сэкономит время и деньги при первом пуске машины весной. Но только заполнить бак недостаточно. Следует завести двигатель и дать ему поработать какое-то время, чтобы свежее топливо с присадкой заполнило всю систему питания и фильтры и защитило компоненты системы от воздействия низких температур на топливо.

Моторное масло. Со временем моторное масло загрязняется, абсорбируя загрязняющие вещества (продукты сгорания, нагар и т. д.), вступает с ними в реакцию (окисляется) и, таким образом, «стареет». Старое, содержащее загрязняющие вещества масло, находящееся в двигателе длительное время, может способствовать возникновению неисправностей компонентов двигателя и сократить срок его службы перед постановкой машины на хранение. Следует обязательно заменить моторное масло и все масляные фильтры на «зимнее» того сорта, который рекомендует производитель двигателя.

Гидросистема. Необходимо втянуть штоки в гидроцилиндры. Гидравлическая жидкость имеет намного больший срок службы, чем моторное масло, и поэтому для того, чтобы подготовить жидкость в гидросистеме к зимнему хранению, достаточно всего лишь долить ее до максимального уровня.

Аккумуляторная батарея наиболее подвержена влиянию экстремально низких температур. При хранении в течение длительного времени без работы она может разрядиться. Поэтому, если позволяют условия хранения экскаватора, рекомендуется снять аккумуляторную батарею с экскаватора. Это не только поможет сохранить ее ресурс, но и предотвратит несанкционированное использование и хищение машины. В идеале аккумуляторы следует хранить в специальных условиях в помещении, чтобы к весне они гарантированно сохранили работоспособность.

Подготовка экскаватора к работе - инструкция по эксплуатации

Часть 1 Часть 2

До начала использования экскаватора

Подготовка экскаватора к работе начинается с мероприятий до включения двигателя, машинист обязан проверить:

Что представляет собой экскаватор

Что представляет собой экскаватор

  • наличие масла во всех системах;
  • наличие жидкостей в гидросистеме;
  • наполненность топливного бака;
  • закрытость всех спусковых кранов;
  • заряд аккумулятора;
  • состояние колес, давление шин;
  • правильность укладки канатов на барабанах;
  • целостность ковша, состояние зубьев;
  • состояние ходовой части и крепление к ней рабочего органа;
  • наличие запасных частей.

В конце проверяются все рабочие узлы машины на предмет отсутствия протечек воды и масла.

Ремонтные работы

remontЕсли в процессе выполнения работ произошла поломка, обслуживание экскаватора подразумевает проведение ремонта — капитального либо текущего.

Правильно организованный и проведенный комплекс ремонтных мероприятий способствует оперативному восстановлению работоспособности агрегата.

Вернуть в строй экскаватор помогает инструкция по эксплуатации, в которой указана последовательность работ в случае выявления неисправностей. Как правило, требуется проведение следующих действий:

  • очистка техники;
  • мойка;
  • разборка;
  • составление перечня дефектов;
  • замена изношенных компонентов новыми;
  • сборка;
  • организация и проведение ходовых и стендовых испытаний;
  • покраска корпуса, рабочего органа.

Текущее состояние и интенсивность эксплуатации — факторы, определяющие объем работ, который придется выполнить.

Техническое обслуживание экскаваторов и текущие ремонты допускается производить без транспортирования техники на базу механизации. Обязательное условие проведения — составление графика, а также привлечение к выполнению работ специализирующейся на починке бригады. При этом машинист и помощник также должны присутствовать.

Входящая в комплект поставки экскаватора инструкция по эксплуатации обязывает оператора и его помощника знать:

  • порядок и особенности выполнения планово-предупредительных ремонтов;
  • план техобслуживания в разрезе месяца и года;
  • правила техники безопасности при управлении экскаватором.

Какие права нужны на экскаватор

Для спецтехники на гусеничном или колесном ходу разработаны специальные категории прав:

  • В — дает допуск к эксплуатации малой гусеничной техники с мощностью до 25,7 кВт;
  • С — для специализированных колесных машин с мощностью до 110,3 кВт;
  • D — подходит для управления мощной спецтехникой колесного типа (свыше 110,3 кВт);
  • Е — для управления мощной гусеничной техникой (больше 25,7 кВт);
  • F — предназначена для управления сельхозтехникой особого назначения.

Чтобы получить удостоверение экскаваторщика для той или иной модели, надо сопоставить категорию и мощность машины, на которой предстоит работать.

udostoverenie-mashinista.jpg

Многие предприятия строительной, коммунальной сферы или сельского хозяйства охотно трудоустраивают водителей, имеющих только одну спецкатегорию. Но те фирмы, которые стремятся достичь большей рабочей эффективности, охотно идут навстречу желающим учиться на экскаваторщика. Грамотный работодатель понимает, что взаимозаменяемость специалистов — залог стабильной работы.

Тем, кто хочет обучиться и получить дополнительную категорию, следует учитывать, что при переводе с одного типа машины на другой учеба будет проходить в рамках дополнительной сокращенной программы. Обязательной будет аттестация.

Если на предприятии предполагается перевод машиниста с одной модели экскаватора на другую того же типа, то дополнительного обучения не требуется. Экскаваторщик в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями предлагаемого спецсредства, пройти стажировку в течение 5-8 смен и только после этого приступать к самостоятельной работе.

Завершающая подготовка

После того, как будут проведены все перечисленные операции, следует заправить бачок двигателя и при необходимости добавить воды в систему охлаждения. Затем машинисту нужно осмотреть экскаватор на наличие посторонних предметов, включить положение нейтральной скорости.

После выключается главная муфта, и машинист удостоверяется в выключении всех фрикционных муфт, привода платформы и механизмов реверса. Запуск двигателя должен осуществляться в соответствии с рекомендациями, прописанными в документации на двигатель ходовой части.

Машинист экскаватора

Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту одноковшового экскаватора

  1. Площадка, на которую устанавливают экскаватор, должна быть хорошо спланирована и обеспечивать хороший обзор фронта работ; с нее должны быть отведены грунтовые и ливневые воды. При мокром основании площадки под экскаватор должны быть уложены елани. При работе в темное время суток фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки грунта и наземные пути должны быть хорошо освещены.

  2. Экскаватор, установленный на площадке, должен быть закреплен во избежание самопроизвольного его перемещения.

  3. Вокруг экскаватора в радиусе, равном максимальному радиусу копания его плюс 5 м, устанавливают опасную зону, в которой нахождение людей во время работы экскаватора запрещается. На границе зоны должны быть установлены предупредительные знаки и плакаты, а в темное время – сигнальное освещение.

  4. При работе экскаватора с прямой лопатой расстояние между выступающими частями поворотной платформы при любом ее положении и стенкой забоя должно быть не менее 1 м.

  5. Не допускается образования козырьков грунта в забое. Их следует своевременно обрушивать.

  6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания экскаватора.

  7. Перед установкой экскаватора производитель работ должен получить точные данные о проходящих под рабочей площадкой машины подземных коммуникациях. В местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода должны быть установлены предупредительные надписи.

  8. Машинист экскаватора должен быть хорошо проинструктирован о подземных коммуникациях, проходящих по площадке, их трассе и глубине залегания, а также о необходимых мерах предосторожности. При работе в местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода машинисту должен быть выдан наряд-допуск на особо опасные работы. Работы на экскаваторе необходимо вести под наблюдением работников газо- и электрохозяйства.

  9. Запрещается работа экскаватора под проводами действующих воздушных линий электропередачи. Также запрещается производить работы на экскаваторе, если провода линий электропередачи находятся в радиусе действия стрелы экскаватора.

  10. Вблизи от воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, можно работать только в том случае, если расстояние по воздуху между подъемной и выдвижной частью экскаватора и тросов его в любом их положении и при наибольшем вылете рабочего органа и ближайшим проводом линии электропередачи. Если невозможно соблюсти это условие, установка экскаватора допускается после снятия с линии электропередачи напряжения. При работе вблизи линий электропередачи, находящихся под напряжением, машинисту экскаватора должен быть выдай наряд-допуск, определяющий безопасные условия производства работ, подписанный главным инженером строительно-монтажной организации, выполняющей работы.

Необходимые документы для работы

Устроившись на работу, любой экскаваторщик должен перед каждым выездом проходить медицинское освидетельствование и при себе всегда иметь документы:

  • права тракториста-машиниста, в которых стоит отметка «Машинист экскаватора», указана водительская категория;
  • документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право владения экскаватором или пользования им;
  • путевой лист;
  • талон-допуск;
  • страховой полис.

После запуска машины

Проверка управления экскаватора

Запустив двигатель, машинист дает ему поработать в течение до пяти минут на малых оборотах, а затем подать топливо на уровне холостого хода, чтобы проверить работоспособность всех узлов оборудования без нагрузки.

Поочередно активируя рычаги, оператор проверяет все механизмы управления, тормоза, руль, освещение и сигналы, работу гидравлической части. Окончательный этап проверки после запуска ходовой части – контрольная сверка показаний по приборам.

Как управлять экскаватором

Строительство — это довольно сложный процесс, который предполагает довольно много различных видов работа. Среди них особое место занимает обработка почвы, которая выполняется в большинстве случаев экскаваторами.

rabota-e%60kskavatora-e1485594656467.jpg

Данные механизмы достаточно дороги, поэтому не каждый потребитель может позволить его купить. Альтернативой является обычная аренда экскаватора на определенное время, что дает возможность выполнить все поставленные задачи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...