Освидетельствование баллонов ГБО автомобилейАвтомобили на альтернативном топливе

Что такое освидетельствование баллонов ГБО, для чего и каким образом производится? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в это статье.

В чем заключается техническое освидетельствование автомобильных баллонов

Данное мероприятие представляет собой ряд процедур, позволяющих оценить техническое состояние баллона. После проверки эксперт даст заключение о том, можно ли дальше эксплуатировать резервуар для газа или нет. Если баллон пригоден, об этом делаются пометки в предусмотренном законом документе. В зависимости от степени серьезности обнаруженных дефектов, баллон либо выбраковывается вовсе,  либо предписывается его ремонтировать.

Причинами выбраковки является наличие:

  • трещин в сварных швах и на поверхности емкости;
  • механических деформаций баллона;
  • следов коррозии, царапин и потертостей на лакокрасочном покрытии корпуса баллона  если их глубина 10% и более от толщины стенок корпуса.

Баллон ГБО

Периодичность освидетельствования баллонов ГБО

  • Пропан-бутановые баллоны подлежат освидетельствованию раз в 2 года,
  • метановые из легированной стали – раз в 5 лет,
  • метановые из углеродистой стали – раз в 3 года,
  • в том случае, когда объем баллона более 100 л, освидетельствование производится в сроки, указанные в его техпаспорте.

Помимо плановых освидетельствований баллоны ГБО подлежат проверке при обнаружении:

  1. неисправностей в ходе эксплуатации;
  2. нарушений герметичности сварных швов и запорной арматуры;
  3. повреждений более 10 % обшей площади лакокрасочного покрытия корпуса.

Сроки эксплуатации и поверки ГБО баллонов

На каждую емкость заводом изготовителем предоставляется паспорт, в котором кроме параметров, указывается срок эксплуатации, периодичность, дата очередной проверки газовых сосудов.

Периодичность переаттестации сосудов следующая (регулируется приложением №4 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности утверждёнными приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.):

  1. Сосуды стальные для СНГ (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан) необходимо проверять один раз в 2 года. Не зависимо от вида емкости (тороидальная или цилиндрическая).
  2. Метановые баллоны КПГ (компримированный природный газ) проверяются с периодичностью:
  • из углеродистой стали — 3 года;
  • из легированных сталей — 5 лет;
  • изготовленные из металлокомпозитных материалов, в том числе с алюминиевым лейнером — 3 года;
  • состоящие из неметаллического материала (углепластик) — 2 года.

Срок службы баллонов определяет изготовитель, как правило, он составляет:

  1. Пропановые – 10 лет;
  2. Метановые – от 15 до 20 лет, в зависимости от материала изготовления.

Если информация завода отсутствует, согласно пункту 485 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», срок службы ёмкости устанавливается 20 лет.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПРАВИЛА РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ    РД

АВТОМОБИЛЬНЫХ

ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

Дата введения 1 декабря 1997 г.

Настоящий руководящий документ устанавливает порядок и требования к ремонту и техническому освидетельствованию автомобильных газовых баллонов для сжиженных углеводородных газов.

Область применения — газонаполнительные станции и авто-газозаправочные станции.

1 Общие положения

1.1    Руководящий документ разработан в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора России, «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» Госгортехнадзора России, «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации», «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда на автомобильных газозаправочных станциях», СНиП 2.04‘.08—87* «Газоснабжение».

1.2    Ремонт и техническое освидетельствование автомобильных газовых баллонов (далее по тексту баллоны) должны производиться в специально оборудованных отделениях газонаполнительных станций (ГНС) и на отдельных площадках при ав-тогазозаправочных станциях (АГЗС) (далее по тексту предприятия), имеющих специальное разрешение (лицензию) местных органов Госгортехнадзора на право производства этих работ.

1.3    Все работы, связанные с подготовкой баллонов к ремонту и техническому освидетельствованию, должны выполняться по производственным инструкциям, включающим в себя требования охраны труда и требования техники безопасности (в том числе пожарной). Инструкции должны быть утверждены начальником или главным инженером предприятия.

1.4    Предприятия, производящие ремонт и техническое освидетельствование баллонов должны иметь:

—    соответствующие производственные помещения и технические средства для качественного проведения ремонта и технического освидетельствования баллонов, отвечающих требованиям нормативных документов;

—    приказ о назначении по предприятию лиц, ответственных за проведение технического освидетельствования из числа специалистов, имеющих соответствующую подготовку и удостоверения, выданные местными органами Госгортехнадзора, на знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;

7

—    клеймо, зарегистрированное в местных органах Госгортехнадзора России, с условным шифром, присвоенным данному предприятию;

—    инструкции по проведению ремонта и технического освидетельствования баллонов;

—    инструкции по безопасным методам работ и пожарной безопасности.

1.5    Контроль за соблюдением технологии, качества ремонта и технического освидетельствования баллонов возлагается на специалистов, назначенных приказом по предприятию и прошедших обязательную проверку знаний в соответствии с «Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России», утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России 19.05.93 г., № 11.

Постоянно действующей Комиссией предприятия проводится повторная проверка знаний специалистами -—один раз в 3 года, проверка знаний рабочими безопасных методов труда и приемов выполнения работ в газовом хозяйстве — один раз в 12 месяцев.

1.6    К производству сварочных работ, производимых при ремонте баллонов допускаются сварщики, имеющие удостоверение установленного образца и допуск на право производства сварочных работ сосудов, работающих под давлением, выданное квалификационной комиссией в соответствии с «Правилами аттестации сварщиков», утвержденными Госгортехнадзором России от 16.03.93 года.

1.7    К контролю сварных соединений сосудов физическими методами допускаются специалисты, прошедшие специальную теоретическую подготовку, практическое обучение и аттестацию в соответствии с «Правилами аттестации специалистов неразрушающего контроля», утвержденными Госгортехнадзором России 18.08.92 г.

2 Правила приемки баллонов в ремонт и на техническое освидетельствование

2.1 Баллоны для сжиженного газа, предназначенные для обеспечения топливом двигателей транспортных средств, на которых они устанавливаются, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию, а также внеоче-

$

редному освидетельствованию после проведения ремонта с применением сварки и выправления вмятин.

Периодичность технического1 освидетельствования составляет два года.

2.2 Баллоны в ремонт и на техническое освидетельствование могут поступать на предприятие от различных ведомств, коллективных хозяйств и частных лиц, эксплуатирующих баллоны.

2 3. Выбраковку баллонов следует производить на специально оборудованных постах.

2.4    В ремонт должны быть направлены баллоны, имеющие поры, вмятины и другие механические дефекты, если глубина не превышает минусовые предельные отклонения материала, предусмотренные соответствующими правилами, стандартами и техническими условиями, а также баллоны, имеющие нарушенную герметичность, неисправность блока арматуры и системы вентиляции, неисправность запорных устройств и системы безопасности (предохранительный клапан), неудовлетворительную окраску.

На техническое освидетельствование должны быть направлены баллоны после проведения ремонта с применением сварки, а также баллоны, имеющие истекший срок освидетельствования.

2.5    Баллоны с вмятинами могут приниматься в ремонт при условии наличия следующих геометрических параметров вмятин:

—    глубина вмятины — не более 7 мм;

—    соотношение площади вмятины к ее глубине должно быть не менее 10 (при измерении в мм);

—    расстояние от любой выправляемой вмятины до любого сварного шва баллона должно быть не менее 50 мм от края вмятин;

—    количество одновременно выправляемых вмятин не должно превышать трех.

Выправление вмятин должно производиться на специальном оборудовании.

2.6    Ремонту не подлежат баллоны, у которых:

—    отсутствуют паспортные данные;

—    имеются трещины, плены, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки баллона, надрывы и выщербления, износ резьбы горловины.

Выбракованные баллоны должны быть дегазированы и списаны в установленном порядке.

9

2.7    Дефектные места у баллонов, принятых в ремонт, должны быть отмечены следующими хорошо видимыми опознавательными знаками:

«ЗП»

«ДМТ»

«О»

«У»

«ОКР»

«в»

«д»

«зв»

«ЗРУ»

«нпк»

—    замена поплавка

—    дефектная маркировочная таблица

—    необходимость освидетельствования

—    утечка газа в сварном соединении

—    окраска

—    вмятины

—    баллон дегазирован

—    замена вентиля

—    замена резиновых уплотнителей

—    неисправность предохранительного клапана

Опознавательные знаки могут быть нанесены масляной краской или с помощью бирки.

2.8    Приемка баллонов в ремонт или на периодическое освидетельствование должна производиться с сопроводительным документом, где указывается дата их поступления, количество, номера и объем баллонов.

2.9    Выдача баллонов из ремонта или после периодического освидетельствования должна производиться по сопроводительному документу, в котором указывается наименование предприятия, производившего ремонт и периодическое освидетельствование, количество баллонов, их номера, объем, результаты испытаний, обозначение настоящего руководящего документа.

2.10    Учет освидетельствованных и отремонтированных на предприятии баллонов должен производиться в журнале испытаний (Приложение А), где указывается:

—    дата поступления;

—    товарный знак изготовителя;

—    номер баллона;

—    дата (месяц, год) изготовления баллона;

—    дата произведенного ремонта или периодического освидетельствования и следующего освидетельствования;

—    масса, выбитая на баллоне, кг;

—    вместимость баллона, выбитая на баллоне, л;

—    рабочее давление, МПа (кгс/см2);

—    дефекты, устраненные при ремонте;

—    результаты гамма-рентгеноконтроля;

—    отметка о пригодности баллона;

10

—    подпись лица, производившего ремонт или периодическое освидетельствование;

—    дата выдачи баллонов из ремонта или периодического освидетельствования.

2.11 Вся документация по ремонту и техническому освидетельствованию баллонов должна храниться на предприятии до следующего освидетельствования.

3 Технические требования к ремонту и техническому освидетельствованию баллонов

3.1 Баллоны, поступившие на ремонт или периодическое освидетельствование, перед вывертыванием запорного устройства должны быть освобождены от газа и неиспарившихся остатков. Допускается остаточное содержание газа в баллоне не выше 1/5 нижнего предела воспламеняемости газа (0,38% газа в газовоздушной смеси, находящейся в баллоне).

■ 3.2. Техническое освидетельствование баллонов должно включать в себя:

—    внешний и внутренний осмотр баллона;

—    гидравлическое испытание.

3.3    Осмотр баллонов производится с целью выявления на их стенках коррозии, трещин, плен, вмятин и других повреждений (для установления пригодности баллонов к дальнейшей эксплуатации).

3.4    Гидравлическому испытанию подвергаются баллоны при проведении периодического технического освидетельствования, а также после ремонта с применением сварки и выправления вмятин.

3.5    Гидравлическое испытание производится с целью проверки прочности и герметичности баллона.

3.6    Порядок проведения периодического освидетельствования:

—    снимается контрольно-запорная арматура;

—    производится обработка внутренней поверхности баллонов водяным паром давлением не менее 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) в течение не менее 20 минут или промывка горячей водой с температурой не ниже 70° С (время промывки устанавливается опытным путем в зависимости от объема баллона и температуры воды). После пропаривания (промывки) необходимо произвести проверку баллона на отсутствие в нем горючих газов с помощью газоанализатора. Результаты этой проверки

11

Тестирование баллонов ВД проходит в несколько этапов:

  • Визуальный осмотр баллона на сколы и трещины;
  • Демонтаж и разборка: снимается вентиль;
  • Проверка износа горловины (резьбы) баллона;
  • Внутреннее исследование баллона: коррозия, загрязнения;
  • Проверка избыточным давлением в 450бар.

По окончанию проверки наносится маркировка о прохождении проверки, делается отметка в паспорте или учетном листе. Маркировка содержит информацию: месяц проведения проверки, год проведения проверки, год следующей проверки.

В зависимости от типа баллона маркировка наносится следующим образом:

  • Стальные баллоны – выдавливается в верхней части баллона под вентилем.
  • Композитные баллоны – выдавливается на табличке, табличка приклеивается на баллон и заливается смолой.

Внимание!

Ёмкость относится к категории «брак»:

  • есть трещины и сколы,
  • износ резьбы запорной арматуры,
  • коррозия.

Освидетельствование баллонов ВД необходимо проводить каждые 5 лет, в тяжелых условия эксплуатации каждые 3 года.

К освидетельствованию принимаются баллоны емкостью до 40л, стальные и композитные.

Если у вас возникли вопросы, то вы всегда сможете связаться с нами по телефону: +7 (917) 537-17-16.

Проверка газового баллона: что такое?

Транспортировка СУГ, и их хранение производится в баллонах, сделанных из металла, или композита. Такое оборудование должно выдерживать установленное давление. В соответствии с государственным стандартом, давление в наполненной газом пропановой емкости составляет не более 1,6 МПа. Есть модели, которые рассчитаны на – 5 МПа. Каждый резервуар, который применяется для хранения СУГ, проходит тестирования. Более частому ремонту подвергаются баллоны для пропана – это происходит потому, что они широко используются как в промышленности, так и в бытовой сфере.

Аттестацию проводят как изготовители оборудования, так и уполномоченные организации, в ведении которых есть наполнительные станции и пункты тестирования. Также у этих организаций должны быть:

  • производственные помещения и техсредства, посредством которых можно будет проводить освидетельствование газовых баллонов;
  • индивидуальные шифры на клеймах;
  • ответственные квалифицированные лица, назначенные приказом;
  • производственная инструкция по проведению технической аттестации, в которой установлен объем и прописана этапность работ.

Есть компании, которые восстанавливают выбракованные емкости и продают их как новые. Покупку и заправку баллонов нужно производить только у проверенных компаний, у которых оборудование соответствует государственным стандартам.

Менеджеры

780c62618d2a6ee085cb6bff3178a5c8.png

Ушаков Виталий Викторович

Главный специалист по сервисному оборудованию

8-800-333-25-52 доб. 1737
+7-917-259-00-20

v.ushakov@raritek.ru

Период допустимой эксплуатации

ГОСТ 949-73 определил то, что для баллонов, выполненных из стали и рабочим давлением до 19,6 МПа составляет 20 лет.

Период допустимой эксплуатации

Период допустимой эксплуатации

Кто и где проводит переаттестацию баллонов ГБО и проверку газобаллонного оборудования

В соответствии с пунктами 486-508 всё тех же правил, переосвидетельствование и испытание газовых ёмкостей, производят уполномоченные организации, имеющие в наличии:

  1. Оборудованное помещение (испытательный пункт);
  2. Аттестованный персонал;
  3. Индивидуальное клеймо с шифром, которое присваивается вместе с выдачей разрешения Ростехнадзора на 5 лет;
  4. Оборудование для поверки газовых емкостей (стенды).

Проверка ГБО на авто осуществляется сертифицированными предприятиями установщиками (СТО).

Другими словами, организации которые проводят освидетельствование автомобильных газовых баллонов, также проверку ГБО в целом, не всегда являются одними и теми же фирмами.

Если в вашем населённом пункте отсутствуют сервисные центры, законно уполномоченные проводить поверку ёмкостей автомобильного газового оборудования, за помощью можно обратиться в газонаполнительные станции.

Процедура освидетельствования

Обращаясь к ПБ 03-576-03, в котором прописаны правила эксплуатации баллонов, находящихся под давлением, можно сделать вывод, что основное освидетельствование баллон состоит из аттестации, опрессовки и проверки оборудования.

Итак, процедура включает в себя выполнение следующих действий:

  • визуальный осмотр оборудования, проверка срока годности и даты следующего освидетельствования;
  • в некоторых случаях, если требуется, баллон снимают;
  • далее его очищаю от грязи, моют, стравливают газ;
  • затем проводится аттестация, которая заключается в исследовании на пригодность, соответствие всем нормам и стандартам, поиск дефектов;
  • если были обнаружены дефекты на поверхности, а именно коррозия, баллон зачищают, покрывают грунтовкой и красят;
  • опрессовка оборудования заключается в проведении испытаний на герметичность и прочность оборудования;
  • конечным этапом становится проверка баллона, а именно постановка клейма и занесения сведений в паспорт;
  • если производилось снятие баллона с транспортного средства, его устанавливают обратно.

Стоимость данных действий зависит от того, какие манипуляции будут проведены. В особенности, требуется ли снятие и установка оборудования, будут ли найдены дефекты и требуется ли их устранить и т.д.

Каким обязательным требованиям должен соответствовать предъявленный на проверку баллон

Технические требования установлены соответствующими нормативными документами. Для пропан-бутановых баллонов это руководящий документ РД 03112194-1094-03, для метановых – РД 03112194-1095-03, они утверждены Минтрансом РФ в 2002 году. Прежде чем в установленные сроки предъявлять баллоны на специальные пункты освидетельствования, следует осуществить их самостоятельный осмотр на предмет  соответствия требованиям указанных руководящих документов.

Освидетельствование баллона ГБО

Баллоны должны:

  • иметь не истекший срок нормативной годности;
  • быть очищенными от внешних загрязнений;
  • иметь конструкцию в зависимости от типа резервуара, соответствующую нормативным требованиям;
  • быть оснащены арматурой (наполнительной, расходной и пр.), предусмотренной их конструкцией;
  • не иметь внутри остатков газа.
info.png

Согласно РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03 конструкция арматуры и элементов, отличная от нормативной, допустима у резервуаров только в случае внесения изменений на предприятии-производителе в процессе их изготовления.

В освидетельствовании баллона ГБО будет отказано, если:

  1. на корпусе баллона имеются трещины, вмятины и прочие механические повреждения,
  2. превышающие 10 % толщины стенок;
  3. частично или полностью отсутствуют паспортные сведения;
  4. просрочена дата аттестации;
  5. вышел срок годности по нормативу.

ржавый баллон ГБО

Сколько стоит переосвидетельствование баллонов и проверка газового оборудования на автомобиле

Цена поверки зависит от объёма и вида сосуда, но в среднем по рынку начинается с 1200 рублей. На конечную стоимость могут повлиять дополнительные операции:

  • Демонтаж/установка;
  • дегазация;
  • чистка/мойка;
  • грунтовка, покраска;
  • мелкий ремонт или реставрация баллона.

Таким образом, стоимость может доходить до 7000 рублей за один баллон. Что зачастую будет превышать цену покупки новой ёмкости.

Плановая проверка газового оборудования стоит около 500 руб., здесь также всё зависит от модели оборудования, марки машины, устранения выявленных проблем.

Стоить отметить, что на все процедуры уходит от 1-3 дней, если делать по законным требованиям.

Многие легальные мастерские по техобслуживанию, взяв с клиента плату, проводят формальную проверку оборудования. Тут каждый выбирает сам.

Из чего состоит освидетельствование баллонов

Аттестация баллоновАттестация баллонов

Освидетельствование включает две основные части:

  • полный осмотр;
  • гидравлические и пневматические испытания для определения их состояния и степени годности к последующей эксплуатации.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.

Очередные испытания проводят в следующей последовательности:

  1. Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
  2. Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
  3. Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.

После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.

Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.

Процесс проверки ГБО на автомобиле

После установки и подключения баллона на авто, выполняется проверка газобаллонного оборудования, которая включает:

  • проверку герметичности системы под давлением;
  • регулировка работы газового оборудования;
  • содержание СО, СН выхлопа (в дизелях дымность).

По результатам теста, выдаётся свидетельство о проведении периодических испытаний ГБО (форма 2б), установленного на транспортном средстве.

Правила техники безопасности и эксплуатации автомобилей с ГБО

  1. Перед каждым выездом осуществлять осмотр узлов и агрегатов ГБО, обращая особое внимание на герметичность и надежность крепления соединений трубопроводов, клапанов, газового редуктора, газового баллона и других узлов и агрегатов системы.
  2. В холодное время года, в случае безгаражного хранения автомобиля и при низких температурах воздуха, рекомендуем производить переключение на газ только после полного прогрева двигателя.
  3. В случае обнаружения неисправности ГБО немедленно выключить газовую систему, переключив кнопку-переключатель в режим «бензин», а также закрыть расходный вентиль мультиклапана.
  4. Ремонт ГБО выполнять только в ООО «ЭкоМобиль».
  5. Если автомобиль не эксплуатируется более двух суток, рекомендуется закрывать расходный вентиль на мультиклапане.
  6. Перед въездом в закрытое помещение (подземный паркинг, гараж, бокс и др.) необходимо переключить кнопку-переключатель вида топлива в режим «бензин».
  7. Не допускать засорения фильтрующих элементов, вовремя проходить ТО. Механические примеси могут повредить механизмы ГБО.
  8. В случае аварии или пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на мультиклапане и принять все необходимые меры по тушению пожара.
  9. Автомобиль должен быть укомплектован огнетушителем емкостью не менее 2 л.
Пропан-бутан в виде жидкости интенсивно испаряется и отнимает тепло окружающей среды. Поэтому, попав на тело человека, сжиженный газ может вызвать сильное обморожение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...