Паспорт обеспечения транспортной безопасности, паспорт ТБ ТС

Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия. Чтобы соответствовать профстандартам, специалист должен пройти качественную подготовку в специализированном учебном центре, а затем получить аттестационное удостоверение.

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Водный транспорт.

Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
  • Приказ Минтранспорта РФ № 243  “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года. 

По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.

Что такое Паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС

Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, в целях организации и обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров или перевозку особо опасных грузов по спец.разрешениям, обязаны разработать и согласовать паспорт обеспечения безопасности транспортных средств.

Изменения в рамках “регуляторной гильотины” предусматривают, что паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, объединяет в себя ранее существовавшие процедуры:

  • Категорирование;
  • Оценку уязвимости;
  • Планы безопасности.

Теперь это регулирует один документ.

Срок разработки Паспорта ТБ ТС равен месяцу после вступления 20.10 2020 года Постановления №1640 в силу. Перед началом разработки и утверждения ПОБТС заинтересованное лицо обязано:

  • внести автомобиль, автобус или иное транспортное средство в созданный государством Реестр Росавтодора;
  • провести обследование, изучив реализуемые меры, которые способны предотвратить угрозы незаконного вмешательства в безопасность эксплуатации ТС.

Результаты проведённого обследования должны быть приложены к основному документу ПОБТС. Информация, которая размещена в Паспорте, ограничена для доступа физических и юридических лиц.

После того как ПОБТ будет подготовлен, он в двух экземплярах (плюс электронная копия) в семидневный срок направляется в Росавтодор. После этого утверждённый экземпляр №1 в десятидневный срок с момента поступления возвращается заинтересованному лицу с пометкой компетентного органа о получении и регистрации.

Общая характеристика

Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?

Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры

Стоимость услуг по оформлению паспорта ТБ

Разработка и согласование паспорта обеспечения безопасности транспортного средства – 30000 руб.

Внесение в реестр Росавтодора – 5000 руб. (по 1000руб за каждое последующее ТС).

план обеспечения безопасности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Если транспортируются грузы, представляющие для окружающих повышенную опасность, то на их перемещение нужно получить специальное разрешение от государства. В этих случаях при оформлении ПОБТС следует предусмотреть меры, связанные с защитой от незаконного вмешательства. Такие меры применяются с момента принятия перевозимых материальных ценностей для хранения и транспортировки и до момента их выдачи получателю или уполномоченному им лицу.

ПОБТС разрабатывается для отдельных видов автомобильного транспорта, а также для городских электротранспортных средств, передвигающихся по земле. Один документ можно разрабатывать на группу транспортных средств, если они идентичны по своей конструкции, похожи по технологическим или техническим характеристикам и принадлежат одному собственнику, а также ходят по МАРШРУТУ.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния. 

Основные положения закона

В законе о транспортной безопасности № 16-ФЗ есть 13 статей. Этим законом установлены процедуры и мероприятия, при применении которых устраняют различные опасности при эксплуатации ТС.

Под действие федерального закона о транспортной безопасности номер 16 попадают такие ТС:

  • ТС для транспортировки граждан, грузов, животных и др.;
  • автобусы, троллейбусы;
  • автомобильный спецтранспорт, на котором перевозят опасные грузы;
  • корабли и самолеты;
  • троллейбусы, автобусы;
  • поезда.

Перечень субъектов и объектов транспортной инфраструктуры

Согласно п. 9 ст. 1 федерального закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ, субъектами инфраструктуры считают юридических лиц, ИП и физических лиц, которые являются собственниками следующих объектов:

  • ж/д станций,
  • автовокзалов;
  • автобусных станций;
  • метро;
  • аэропортов;
  • морских портов;
  • автомобильных дорог и ж/д путей;
  • зданий, оборудования, которые обеспечивают ежедневную работу городского и иного транспорта.

Требования к должностным лицам — сотрудникам безопасности на транспорте

Основные законные требования к сотрудникам безопасности установлены в приказе Минтранса РФ № 43 от 8 февраля 2011 г. Согласно этому документу, эти работники выполняют такие действия:

  • оценивают степень уязвимости инфраструктурных объектов и ТС — например, анализируют возможность возникновения теракта;
  • разрабатывают план по защите пассажиров от ЧП и отвечают за его реализацию;
  • следят за текущим состоянием действующей инфраструктуры и самих ТС;
  • своевременно оповещают МВД, Минтранс и ФСБ о вероятных угрозах или возможном совершении терактов.

Важно! Также должностные лица соблюдают несколько конкретных ограничений при приеме соискателя в ряды сотрудников службы охраны аэропорта или иного аналогичного объекта, где проводят наблюдение, досмотр пассажиров и иные подобные мероприятия.

Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»

Ответственность

За невыполнение конкретных требований безопасности все перевозчики несут такую ответственность:

  1. Административную — по ст. 11.15.1 КоАП РФ. Также при непредставлении сведений о террористических угрозах (ст. 19.7.5 КоАП РФ), на ответственных граждан, должностных лиц и юридических лиц накладывают административный штраф. При повторном нарушении установленных правил перевозчик прекращает свою деятельность;
  2. Уголовную. При причинении увечья здоровью пассажира или при гибели людей, согласно ст. 263.1 УК РФ, виновника сажают в тюрьму на 7 лет как максимум.

Внимание! Согласно п. 1 ст.

11.15.1

КоАП РФ, ответственных лиц штрафуют на такие суммы: граждан — 3-5 тыс. руб.; должностных лиц — 25-30 тыс. руб.; ИП — 30-50 тыс. руб; Юридических лиц — 50-100 тыс. руб.

Статья 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение требований в области транспортной безопасности»

Статья 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Непредставление информации об актах незаконного вмешательства»

Статья 263.1 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности»

Роль государства в развитии отрасли

Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.

Что включает в себя паспорт ОТБ

Содержание паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС и ОТИ :

  • Наименование, ФИО владельца транспортного средства или объекта транспортной инфраструктуры;
  • Технические и технологические характеристики объекта или транспортного средства;
  • ФИО ответственного за обеспечение транспортной безопасности лица, его удостоверение о прохождении соответствующего обучения;
  • Границы зоны транспортной безопасности, где осуществляется контроль за проходом людей и проездом транспортных средств;
  • Порядок допуска лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности;
  • Информацию о конструктивных, технологических и технических элементах объекта, которые, в результате актов незаконного вмешательства, частично или полностью прекратят свое функционирование;
  • Количество и месторасположение пунктов управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения безопасности;
  • План размещения конструкций для предотвращения несанкционированного проникновения на территорию;
  • Сведения о мероприятиях и порядке действий в случае обнаружения в зоне транспортной безопасности посторонних лиц и предметов;
  • План размещения технических средств обеспечения безопасности: система сигнализации, видеонаблюдения, аудио записи и т. д.;
  • Порядок выдачи пропусков для физических лиц и транспортных средств на территорию обеспечения транспортной безопасности;
  • Порядок информирования государственных служб безопасности и предпринимаемых действий в случае возникновения актов незаконного вмешательства, в т. ч. террористических;
  • Порядок допуска к сведениям, содержащимся в паспорте обеспечения транспортной безопасности;
  • И прочая информация, определяемая законодательством.

Специалист транспортной безопасности: кто это?

Согласно п.7.12 ст. 1 Закона №16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности на транспорте. 

Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами, выпущенными Министерством образования России. По закону, все они должны пройти аттестацию. 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...