Пластичная смазка – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Консистентные смазки для автомобиля, то что подойдет для нагруженный узлов трения и механизмов.

Состав и отличительные особенности

Консистентная смазка может иметь различный состав, но практически всегда в ее основе лежит нефтяное или синтетическое масло, которое не отличается от тех, которые используются для производства жидких. Иногда применяется их смесь, главное, чтобы объем сырьевого масла от конечного продукта составлял от 70% до 80%.

Нефтяные масла очищаются для понижения сернистости, очень важно для защиты механизмов от окисления. Пластичные, на основе органических масел, применяются в низкоскоростных узлах, работающих при низких нагрузках.

Синтетическая консистентная смазка на кремнийорганической основе чаще всего встречается в скоростных подшипниках и высокооборотных редукторах.

Загуститель обычно составляет около 10-15% от общего объема. Процесс смешивания выполняется в специальных миксерах при определенных температурах, что необходимо для получения однородного состава. Охлажденная смесь обладает всеми необходимыми свойствами, которые не меняются при работе в допустимом диапазоне температур.

Наиболее распространенными загустителями являются соли жирных кислот, так называемое мыло. При производстве смазок премиум класса часто применяются твердые углеводы, полимеры и карбамиды.

С помощью присадок достигаются свойства, необходимые в процессе эксплуатации. Объем присадок обычно не превышает 10% от общей массы. В качестве присадок используют графит, слюду, медный порошок.

Консистентность смазки охлаждающей жидкости подбирается индивидуально, в зависимости от конечных требований.

Серебристая композитная теплопроводящая смазка

Главной особенностью консистентных смазок является пластичность. Но также можно выделить ряд других особенностей:

  1. Могут иметь различный цвет и степень прозрачности.
  2. Обеспечивают защиту механизмов от коррозии.
  3. Практически не имеют запаха.
  4. Сохраняют необходимую степень густоты при смене рабочей температуры.
  5. Не текут, что особенно важно при эксплуатации некоторых механизмов.
  6. Срок эксплуатации обычно составляет около 3 недель.

Консистентные смазки

Консистентные смазки – смазочные материалы (СМ) с пластичной текстурой, создаваемые на масляной дисперсной основе, которая стабилизируется коллоидными загустителями. В результате они не текучи и приобретают великолепные защитные и смазочные свойства и при этом способны длительное время удерживаться в закрытых и открытых узлах.

Partsmachine

Москва

Мы занимаемся специальными поставками оригинальных масел и жидкостей для для всех видов техники и транспорта. Продукция от официального представителя. Готовы предложить широкий ассортимент  …

Написать письмо Посмотреть на карте

Адрес: Москва, 2 й Южнопортовый пр-д, д.8
Телефон / факс: +7 (800) 505-97-66 / +7 (966) 198-22-11
Сайт: partsmachine.ru

REOIL

Состав

Пластичные (консистентные) смазки и их классификация

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

СОСТАВ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ТИПЫ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

СОСТАВ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК: ТИПЫ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Литиевые масла

Примеры такой смазки — отечественные ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201, ФИОЛ-1, или импортный Lithium Grease(производства фирмы Weldtite). Соединения лития придают смазочным маслам такие полезные свойства, как антифрикционность, то есть «скользкость», и широкий диапазон температур, при которых масло сохраняет сои свойства, то есть не густеет и не выгорает. Обычно литиевые смазки работают при температурах от -50º до +180º. К недостаткам масел на основе лития относят то, что они быстро вымываются водой, а также высокую химическую активность лития, из-за которой такие смазки не рекомендуется использовать с деталями из алюминиевых сплавов. Смазки на основе лития обычно имеют жёлтый или красный цвет.

Как правильно покрыть дерево маслом воском

Для обработки деревянных изделий, вначале необходимо приготовить масло воск, для этого нужно взять:

  • пчелиный воск;
  • масло;
  • емкость для плавления;
  • мягкая кисточка;
  • чистая ткань для вытирания кисточки;
  • можно использовать другие различные добавки, а также цветовые оттенки.

Вначале необходимо подготовить обрабатываемую поверхность, удалить все загрязнения и пятна, если требуется, то дополнительно произвести шлифовку. После приготовления смеси, с помощью кисточки, наносят состав на изделие тонким слоем, и оставляют на некоторое время для пропитки. Смесь необходимо наносить быстро, чтобы предыдущие мазки не успели подсохнуть, и не образовывались швы. Сгустки воска на кисточке удаляют с помощью чистой ткани, это способствует равномерному нанесению, и предотвращает появление комков. Затем после того как воск впитается, производят шлифовку обрабатываемой поверхности, это можно делать с помощью специальной машины или ткани из хлопка, излишки воска удаляются, а поверхность становиться гладкой и блестящей.

Пенетрация

Пенетрация означает глубину погружения стандартного конуса (в 10-1 мм) в пластичную смазку за определенный период времени и при определенной температуре (рис. «Определение пенетрации» ). Чем мягче смазка, тем выше число пенетрации (DIN ISO 2137).

Пенетрация

Полярные вещества

Диполи, адсорбирующиеся на металлической поверхности. Эта категория веществ включает простые и сложные эфиры, полигликоли и жирные кислоты.

Точка застывания

Точка застывания — температура, при которой предварительно нагретый и охлажденный с заданной скоростью смазочный материал продолжает течь (DIN ISO 3016).

PTFE

PTFE (политетрафторэтилен, тефлон) является термопластичной твердой смазкой с выдающимися характеристиками, особенно при очень низких скоростях скольжения (< 0,1 м/с). PTFE, однако, становится хрупким при температурах примерно 270 °С. Верхняя рабочая температура для использования составляет около 260 °С. Выше этого уровня, он разлагается на токсичные вещества.

Технология производства

Изготовление консистентных смазок отличается от производственного процесса по выпуску традиционных моторных масел. Вся схема приготовления пластичного состава сводится к подбору и перемешиванию составляющих продукта, а затем варки этой смеси в специальных агрегатах при постоянной температуре.

Базовой основой пластичных смазок являются минеральные или синтетические масла (75–85%). От физико-химических характеристик основного компонента зависит качество выпускаемых материалов. Кристаллическую структуру (каркас) формирует загуститель (10–20%), который превращает жидкое масляное вещество в упругую пластичную массу. От типа этого компонента завися такие важные свойства, как водостойкость и термическая устойчивость.

Загустители отличаются своей основой и делятся на мыльные и немыльные составы. В роли немыльных сгущающих компонентов выступают:

    • воск;
    • церезин;
    • петролатум;
    • парафин и др.

Смазки на немыльных загустителях обладают высокой химической и механической стабильностью. Применение этой категории смазок позволяет предохранить металлические детали от возникновения на их поверхностях различных окислительных процессов (коррозия и др).

Автомобильные пластичные смазки (80%) производят на базе мыльных загустителей. Сырье для производства продукта получают путем искусственного омыления жира щелочными производными.

В зависимости от структурной составляющей жиров, используемых для приготовления мыльного состава, смазки подразделяются на синтетические (окисление парафина), природные и технические (стеариновые жирные кислоты). Для загустителей мыльных композитов применяют неорганические химические вещества:

  • бетонитные глины;
  • силикагель;
  • технический углерод и др.

Пластичные смазки на мыльных загустителях могут быть следующей структуры:

  • натриевые;
  • кальциевые;
  • литиевые;
  • бариевые;
  • алюминиевые и др.

Помимо мыльных и немыльных загустителей в целях повышения термических свойств в производстве пластических масел стали использовать жидкости на основе полимеров – это диэфиры и силиконы. Для улучшения эксплуатационных качеств в состав смазки могут добавляться, модифицирующие присадки, стабилизаторы, наполнители и красители.

Виды консистентных смазок

Пластичные консистентные смазки имеют широкий ассортимент, что связано с различными эксплуатационными требованиями, в зависимости от сферы применения.  Консистентные смазки, можно разделить на виды в зависимости от основы (минеральной или органической):

  1. Натриевые – бюджетный вариант, который используется в механизмах, работающих в температурном диапазоне от 60 до 100 градусов. Недостатком является разрушение в результате воздействия воды.
  2. Литиевые – применяются в механизмах большого давления, отличаются долгим эксплуатационным сроком. Также подвержены воздействию воды.
  3. Силиконовые – минимизируют трение в процессе роботы, а также отлично противостоит воздействию воды, обладая антикоррозийными свойствами.
  4. Алюминиевая – может использовать для работы в широком температурном диапазоне, отличается высокими антикоррозийными свойствами, благодаря устойчивости к воде.
  5. Тефлоновая – относится к высокотемпературной смазке, сохраняет свои свойства при температуре до 250 градусов.
  6. Полиуретановые – абсолютно безопасные для человека, поэтому применяются в пищевой и медицинской промышленности. Срок их службы ограничен, так как со временем они разлагаются.

Применение консистентной смазки

Следует отметить, что универсальных консистентных смазок не существует, так как различные сферы применения имеют разные требования. Поэтому можно выделить 3 группы:

  • промышленные (применятся для различных механических узлов);
  • медицинские (используются для медицинского и пищевого оборудования);
  • специальные (сфера применения ограничивается офисной и бытовой техникой, а также измерительными приборами).

Классификация

На данный момент существует огромное количество разновидностей смазочных материалов. Все они отличаются по сфере применения, составу и свойствам. Чтобы более точно разобраться в разновидностях, рекомендуем ознакомиться с ГОСТ 27674.

В этом документе даны характеристики наиболее значимым смазкам, которые постоянно применяются в автомобилестроении. Там сказано, что в термин «смазка» включают моторные, трансмиссионные, турбинные, индустриальные, консервационные и другие виды масел. Все они обладают следующими характеристиками:

  • Моторное масло. Позволяет защитить детали силового агрегата от преждевременного износа и потери на трение. Кроме того, моторное масло уплотняет щели, отлично проводит температуру. Нужно учитывать, что моторные масла делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. Существуют и другие классификации масла для двигателя.
  • Трансмиссионные масла. Такая разновидность смазки применяется для обработки зубчатых передач в КПП. Также оно применяется в рулевом управлении, ведущих мостах, бортовых передачах.
  • Индустриальные масла. Необходимо для постоянной обработки подшипников. Кроме того, индустриальное масло является рабочей и закалочной жидкости.
  • Турбинные масла. Необходимы для смазывания и охлаждения подшипников.
  • Электроизоляционные масла. Обладают диэлектрическими свойствами, они отлично отводят электричество в конденсаторах, трансформаторах.
  • Консервационные масла. Данная разновидность смазочного материала предназначена для полноценной защиты отдельных деталей, узлов, инструментов. Оно отлично защищает поверхность от коррозии.
  • Компрессорные масла. Смазочный материал такого типа предназначен для регулярной обработки ротационных и поршневых компрессоров.

Реология

Распределение скорости течения и скорости сдвигаРеология описывает закономерности пластической деформации и текучести материалов. В основном, описывается кривыми течения материалов (рис. «Кривые течения материалов»). На диаграмме строится зависимость напряжения сдвига τ от скорости сдвига у.

Напряжение сдвига τ=F/A (в Н/м2 = Па), где F — сила; А — площадь поперечного сечения.

Скорость сдвига у= v/y (в с—1), где v — скорость скольжения; у — толщина масляной пленки.

Напряжение сдвига τ можно определить, используя модель с двумя пластинами. Исследуемая жидкость помещается между этими пластинами. Нижняя пластина фиксируется, верхняя движется со сдвигом под действием силы сдвига F (рис. «Распределение скорости течения и скорости сдвига в слое жидкости» ).

Вязкость сдвига

В идеальных жидкостях при постоянной температуре вязкость сдвига η определяется отношением напряжения сдвига τ к скорости сдвига γ.

η = τ / γ

Также для η используется понятие «динамическая вязкость». Единица измерения вязкости сдвига — сантипуаз (сП), равен 1 мПа•с.

Кинематическая вязкость

Кинематическая вязкость v измеряется капиллярным или шариковым вискозиметром. Если известна плотность ρ, кинематическую вязкость можно рассчитать через вязкость сдвига η.

v = η / ρ, (v в мм2/с; ρ в кг/м3).

Единица измерения кинематической вязкости называется сантистокс (сСт), равен 1 мм2/с.

Ньютоновские жидкости

Ньютоновские жидкости характеризуются линейной зависимостью между τ и γ, которую можно изобразить в виде прямой, проходящей через ноль, угол наклона которой увеличивается пропорционально возрастанию вязкости.

Все материалы, не отвечающие такой зависимости, классифицируются как неньютоновские жидкости.

Вязкое течение

При вязком течении с увеличением скорости сдвига происходит снижение вязкости (например, жидкие смазки, универсальные масла).

Дилатантное течение

При дилатантном течении с увеличением скорости сдвига происходит увеличение вязкости.

Пластичное течение

Пластичное течение характеризуется внутренней вязкостью, присущей жидкости наряду с пластической деформацией (например, пластичные смазки).

Тиксотропные материалы

У тиксотропных материалов уменьшение вязкости происходит пропорционально времени сдвига, и возвращение к первоначальной вязкости протекает постепенно, по окончании действия сдвигающих усилий.

Реопексные материалы

У реопексных материалов увеличение вязкости происходит пропорционально времени сдвига, и возвращение к первоначальной вязкости наступает постепенно, по окончании действия сдвигающих усилий.

Точка каплепадения

Точка каплепадения — минимальная температура, при которой происходит падение первой капли пластичной смазки, нагреваемой в определенных условиях (DIN ISO 2176).

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты  резиновых уплотнителей.
  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Назначение

Консистентныесмазки продлевают срок службы элементов агрегатов и узлов за счет уменьшенияизноса трущихся поверхностей. Они:

  • прилюбых нагрузках, скоростях, температурах обеспечивают разделение взаимодействующихповерхностей;
  • защищаютот нагрева, возникающего при трении;
  • ограждаютповерхности от негативного действия частиц, образующихся при работе механизмовили попадающих извне, а также обладают способностью выводить их из зонысоприкосновения;
  • подходятпрактически для всех узлов трения «металл/металл» или «металл/пластик».

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).

Условия хранения смазочных материалов

Склад смазочных маселДля того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:

соблюдать температурный режим, указанный производителем;

не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;

  • герметично закрывать наливные отверстия.

В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.

Техническое обслуживание

  • Смазка точек смазки с указанной периодичностью или по мере необходимости.

  • Проверка уровня смазки.

  • Замена отработанной смазки.

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.

Классификация

Важно! Классификацию пластичных смазок регламентирует ГОСТ23258-78.

Дляобозначения используются буквенные и цифровые символы. Они располагаются вустановленном порядке и дают полное представление о характеристиках продукции:

  • ккакой группе относится (термостойкая, морозостойкая, общего назначения,многоцелевая, приборная, отраслевая, вакуумная, резьбовая, арматурная, брикетная);
  • какойтип загустителя используется (обозначается русскими буквами);
  • каковтемпературный интервал применения (приводится в виде дроби мин./макс.);
  • какойтип дисперсионной среды используется;
  • какуюконсистенцию имеет (от 000 до 6, соответственно – от очень жидкой досверхтвердой).

Некоторыевиды пластичных смазок создаются специально для корпоративных потребителей(производителей автомобилей, подшипников, агрегатов). Формула составляется всоответствии с ТЗ заказчика. При разработке состава для широкого кругапотребителей учитываются диктуемые рынком требования.

Структура — консистентная смазка

Структура консистентных смазок обычно поддается изучению только при весьма больших увеличениях ( на электронных микроскопах), что объясняется чрезвычайно малой величиной частиц, образующих дисперсную фазу смазок. В настоящее время изучена структура почти всех типов смазок.

Электронномикрофото-графия олеата натрия. видны тончайшие волоконца шириной всего в несколько молекул.

При рассмотрении структуры консистентных смазок, естественно, следует различать три элемента: внутреннюю структуру кристаллитов загустителя, их внешнюю форму и пространственную и общую структуру геля. Исследования внутренней структуры методом рентгено-структурного анализа при высоких и низких температурах были начаты МакСейком.

Первые исследования структуры консистентных смазок были выполнены при помощи поляризационного микроскопа в 1935 — 1936 гг. Микрофотографии, впервые опубликованные Великов-ским и Баренцевым , Фаррингтоном и Девисом , показали, что структура консистентных смазок состоит из элементов, имеющих вид нитей, игл и пластинок; размеры и форма этих элементов у разных смазок различны.

Структура кристаллов мыл. а — одновалентных металлов. б — двухвалентных металлов.

Как уже указывалось, структура консистентных смазок определяется формой и размерами дисперсных частиц и способностью этих частиц вступать во взаимосвязь с образованием сплошного структурного каркаса.

Реже в качестве стабилизаторов структуры консистентных смазок используют органические кислоты. Стабилизирующий эффект органических кислот может быть связан с их адсорбцией на поверхности дисперсных частиц и пептизирующим действием. Например, в смазке ЦИАТИМ-221, приготовленной на стеарате и ацетате кальция, стабилизатором служит ацетат кальция; аналогичную роль в смазках на стеарате бария выполняет ацетат бария.

Создать обобщенную теорию образования и структуры консистентных смазок очень сложно, поскольку существует широкая гамма разнообразнейших смазок. Лоуренс ( Lawrence ) указал, что смазка вначале существует в виде геля, который затем при медленном охлаждении раствора мыла в горячем масле переходит в кристаллическую структуру. Он также отметил, что для создания консистентной смазки нужно, чтобы в смеси находился полярный пептизирующий агент — вода, глицерин или жирная кислота.

Позднее была опубликована статья Исследование структуры консистентных смазок при помощи оптического микроскопа и их эксплуатационные характеристики ( Hulton J F. Эта третья работа, выполненная английскими исследователями, подтверждает то, что я намереваюсь сказать по вопросу о применении оптической микроскопии для исследования консистентных смлвгк.

Оптический микроскоп может быть использован при изучении структуры консистентных смазок, особенно в тех случаях, когда необходимо получить представление о принципиальных различиях в строении.

Применение электронного микроскопа имеет большое значение при изучении структуры консистентных смазок.

В книге обобщены современные представления о природе и структуре консистентных смазок, широко применяющихся в технике, описана технология производства смазок различных типов. Приведены данные, характеризующие свойства смазок, области применения и методы исследования их качества.

В книге обобщены современные представления о природе и структуре консистентных смазок, широко приме-няющихся в технике, описана технология производства смазок различных типов. Приведены данные, характеризующие свойства смазок, области применения и методы исследования их качества.

В книге обобщены современные представления о природе и структуре консистентных смазок, широко применяющихся в технике, описана технология производства смазок различных типов. Приведены данные, характеризующие свойства смазок, области применения и методы исследования их качества.

В течение послевоенного периода значительно расширились наши знания в области структуры консистентных смазок.

Как ухаживать

Хотя синтетический трикотаж является очень стойкой тканью, сохранность красивого вида зависит от правильного ухода. Его правила совсем несложны, и описание инструкций по стирке для всех тканей этой группы примерно одинаково.

  1. Изделия из масла рекомендуется стирать после каждой носки, для чего используют щадящий машинный режим или стирку руками в теплой воде (не более 40 градусов), усадки можно не опасаться.
  2. Для сохранения цвета и фактуры желательно применять высококачественные стиральные средства без отбеливателей.
  3. Машинный отжим и сушку эта ткань (если в нее не включена вискоза) переносят хорошо, а после высушивания в расправленном виде не образуются заломы.
  4. Необходимости в том, чтобы гладить синтетический трикотаж, чаще всего не возникает, однако он хорошо переносит глажку в режиме «шелк».

Правда, специалисты предостерегают, что чрезмерная утюжка швов может привести к их растяжению и появлению избыточного блеска, особенно на тонкой ткани.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...