Правила и нормы браковки стропов — ЗПО РИТ

Узнай за 5 минут какие стропы подлежат браковке ✔ Нормы, порядок и правила браковки стропов из стальных канатов, браковка грузозахватных приспособлений ➡ Поможем принять решение по выбору!

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Когда отбраковывают канатные стропы

Запрет на дальнейшее применение подобных изделий происходит при выполнении хоть одного из перечисленных условий:

  • утеряна бирка либо маркировка нечитаема;
  • износ проволок составил 40 либо более процентов;
  • произошло выдавливание либо разрыв сердечника;
  • диаметр стропов уменьшился на 7 % (если канат некрутящийся, то 3 %);
  • уменьшение толщины коушей как минимум на 15 %;
  • уменьшение толщины защитных втулок на 10 % либо наличие других повреждений элементов;
  • произошло смещение каната в местах зажимов, во втулках либо заплетке;
  • в местах заплетения концы проволоки выступают на 0.5 рд;
  • появление волнистости, что ведет к увеличению диаметра спирали каната;
  • повреждение в результате воздействия электроразряда либо температуры.

Кому положена отсрочка?

1 марта текущего года должны были вступить в силу поправки в закон о ТО. Изменения в законе направлены на устранение серых схем при покупке диагностических карт – теперь автомобилистам придется на самом деле посещать пункты технического осмотра. Но к воплощению в жизнь новых правил  не готовы ни станции технического осмотра, ни ведомства, на плечи которых возложена функция контроля. Не утихающие споры о несовершенстве новой системы прохождения техосмотра привели к тому, что Правительство РФ приняло решение о приостановке вступления в силу сырого “закона о ТО”. А 1 марта 2021 году Российский Союз Автостраховщиков дал четкие разъяснения кто из автовладельцев может воспользоваться “периодом охлаждения” и не делать техосмотр.

Согласно постановлению 275 от 27 февраля текущего года льготами могут воспользоваться собственники автомобилей, у которых срок действия диагностической карты истекает в период с 1.02. по 30.09.2021 года. Однако, не все так гладко! Льготный период не распространяется на следующие категории автомобилей:

  • Транспорт с момента выпуска которых прошло 4 года, и они впервые будут проходить техосмотр и получать диагностическую карту.
  • Если автомобиль используется в качестве такси, согласно действующим регламентам, владельцы таких авто должны проходить ТО 1 раз в 6 месяцев.

А 1 октября 2021 года, по мнению Правительства, станции ТО смогут выполнить все требования нового закона о ТО. Напомним, как должна выглядеть процедура прохождения техосмотра по-новому:

  1. Диагностическая карта оформляется онлайн в специальной программе, разработанной МВД. Принцип ее работы в том, что помимо сведений о техническом состоянии машины, в эту же программу загружаются фото автомобиля при въезде и выезде на станцию, с указанием координат. Пока, по словам операторов станций ТО система “висит”. 
  2. Страховщики, при оформлении полиса ОСАГО должны получить сведения о наличии/отсутствии действующей диагностической карты из этой же программы. Однако, с 1 марта 2021, по словам руководителей крупных страховых компаний наблюдаются серьезные проблемы в работе системы. Получить информацию не удается.

Москва
2007

Настоящий документ разработан в соответствии с требованиямии на основе «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»Госгортехнадзора России (ПБ10-382-00), государственных стандартов, обобщения опыта эксплуатации встроительстве съемных грузозахватных приспособлений и тары.

В документе изложены порядок, методы и правилатехнического освидетельствования съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Документ рекомендуется для использования руководящимии инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемныхкранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Документразработан сотрудниками ЦНИИОМТП (В.П. Володин, Ю.А. Корытов).

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Стальные стропы

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Количество обрывов Длина каната
4 3 x диаметр каната
6 6 x диаметр каната
16 30 x диаметр каната
Важно!

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Канатные Цепные Текстильные
3% 1% 6%

Роль коэффициента запаса прочности

Этот показатель является очень важным. И его значение численно равняется отношению усилия разрыва к показателю натяжения троса. В соответствии с требованиями государственной инспекции по охране труда установлены нормы значений коэффициента прочности для различных канатов. Так, для канатов, которые не испытывают значительных нагрузок при работе (легкий режим эксплуатации), это значение не должно опускаться ниже 5. Для тех тросов, которые работают в тяжелых условиях и испытывают огромные нагрузки, значение коэффициента прочности не должно падать ниже 6. Выделяется также и промежуточный тип тросов, предназначенных для работы в среднем режиме. Значение коэффициента прочности таких канатов не может быть ниже 5,5.

Проверку коэффициента прочности можно отнести к разрушающему контролю качества и браковки если не одного отдельно взятого стального каната, то целой партии. Для проведения подобных испытаний необходимо иметь в наличии сложное и дорогостоящее оборудование.

Признаки отбраковки цепных строп

Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года. При регулярном осмотре изделия проверяется:

  • Присутствие бирок и маркировки, соответствующих паспорту изделия;
  • Исправность соединительных концевых элементов;
  • Длина и диаметр звеньев, отклонения показателей в сравнении с исходными параметрами.

Браковка звена цепного стропа:

  • При наличии надрывов, трещин, расслоений металла в элементах цепи, наличие погнутости 2-ух звеньев;
  • Сокращение диаметра звена в результате износа и прочих механических повреждений более чем на 10%.
  • Списание цепных стропов производится в следующих случаях:
  • Отсутствие/повреждение бирки или паспорта изделия;
  • Отсутствие/повреждение маркировки на элементах изделия;
  • Удлинение звеньев более чем на 3%;
  • Разница в длине ветвей строп при свободном провисе – более 15 мм;
  • Сокращение диаметра сечения звеньев под действием износа – более чем на 10%;
  • Отсутствие предохранительных элементов на захватах стропов.

Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.

Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:

  • Цепные – 1%;
  • Канатные – 3%;
  • Текстильные – 6%.

Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи

Признаки браковки цепных стропов

Экзаменационные билеты часть 2, №10 -18 с ответами

Экзаменационные билеты часть 2, №10 -18 с ответами для ежегодной проверки знаний по охране труда зацепщика

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ часть 2, №10 -18 с ответами

для ежегодной проверки знаний по охране труда зацепщика, пользующего грузоподъемными кранами, управляемых с пола

Экзаменационные билеты1 -9 смотриздесь

№ 10.

  1. 1.Нормы браковки грузовых канатов крана.

Ответ —

При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей

Ответ: -При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром

2. Осмотр специального грузозахватного приспособления (тары) проводится (с записью в журнале)

Ответ: -Каждый месяц

3. Можно ли ремонтировать стропы

Ответ: -Стропы ремонту не подлежат

№11

1. Признаки браковки крюковой подвески.

Ответ: -Трещины, забоины и надрывы на поверхности крюка, износ зева и проушины более 10% от первоначальной высоты вертикального сечения крюка

2. Нормы браковки канатных строп

-Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной 3d = 4, 6d = 6, 30d = 16

3. Организация погрузочно-разгрузочных работ.

Ответ: -Масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемность крана, не допускается нахождение людей под поднятым грузом, должен быть обеспечен свободный проход для рабочего, управляющего краном с пола

№12

1. Как выйти из зоны шагового напряжения

Ответ: -Надо покинуть опасную зону минимальными шажками («гусиным шагом») или прыжками.

груза.

2. Проверка правильности строповки груза.

Ответ: -Для подъема груза предварительно поднять груз

на высоту 200-300мм, проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только продолжить подъеме груза на необходимую высоту. При необходимости исправления строповки груз должен быть опущен.

-До поднятия груза краном, визуально определить правильность строповки, отойти на безопасное расстояние

3. Погодные условия, при которых работа крана (козлового или мостового), управляемого с пола, смонтированного на открытой площадке, должна быть остановлена.

Ответ: —

При скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане,

ухудшающие видимость, при температуре, ниже указанной в паспорте крана

№13

1.Вредные производственные факторы, которые могут сопровождать погрузочно-разгрузочные работы

Ответ: -Недостаточное освещение рабочей зоны, высокий уровень производственного шума, загазованность

2. Кто осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в организации?

Ответ: -Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин

3. Минимально допустимое расстояние между грузом и предметами, встречающимися на пути перемещаемого груза

Ответ: -Не менее чем на 500мм

№14

1. Осмотр стропов (за исключением редко используемых) проводится (с записью в журнале)

Ответ: -каждые 10 дней

2. Допускается ли использовать при работе на грузоподъемных кранах грузополучателей и посторонних лиц

Ответ: -Запрещается

3. При перемещении груза краном персонал, управляющий им с пола, должен находиться

Ответ: -Позади перемещаемого груза или сбоку от перемещаемого груза на безопасном расстоянии

№15

1. Разрешается ли перемещение краном груза массой, превышающей грузоподъемность крана

Ответ: -Запрещается

2. Как Правилами рекомендуется производить строповку крюком?

Ответ: -Крюк должен иметь наибольшее сцепление с монтажной петлей, т.е. строповка должна производиться не с внешней стороны петли, а с внутренней.

3. Проходы между штабелями или стеллажами в ряду должны быть не менее

Ответ: -0,8 м

№16

1. Укладка грузов в складских помещениях и на погрузочно-разгрузочных площадках вплотную к стенам и колоннам зданий

Ответ: -Не допускается

2. Маркировка тары, таблички крана

Ответ: -На таре — дата изготовления, товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение, масса тары кг, масса брутто кг, назначение, рекомендуется наносить черту максимального заполнения тары (допускается на тару, изготавливаемую для собственных нужд предприятия, товарный знак не наносить и вводить дополнительные виды маркировки (принадлежность к цеху, участку, назначение и т. п.);

на табличке крана – наименованиекрана, регистрационный (инвентарный) номер, грузоподъемность, даты следующего испытания (ЧТО, ПТО)

3.Порядок проведения целевого инструктажа

Ответ: —

Целевой — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии,

организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.), проводит непосредственный руководитель

№17.

1.Виды грузозахватных органовкрана.

Ответ — Крюк, грейфер, электромагнит.

2.Обязанности зацепщика перед началом смены и по окончании работы.

Ответ — Произвести визуальный осмотр механизмов грузоподъемного крана, грузозахватных приспособлений , убедиться в их исправности; надеть каску и обувь с металлическим оголовком, брезентовые рукавицы.

3.Разновидность канатных строп.

Ответ — Строп канатный петлевой, кольцевой, одноветвевой, двухветвевой, четырехветвевой. Стропы из цепей, стального каната, из тканной основы, искусственного материала

№18

1. Внешняя выбраковка строп.

Ответ: -Обрыв пряди, узлы, выпучивание и вдавливание прядей, перегибы, фонари, обрыв сердечника.

2.Что должен проверить зацепщик перед подъемом груза?

Ответ: -Правильность строповки, нет ли не закрепленных элементов на поднимаемом грузе, нет ли посторонних людей в местах следования груза.

3.Ответственность зацепщика

Ответ: -Несет административную, материальную и уголовную ответственность

Гарантии изготовителя

Строп испытан статической нагрузкой превышающей грузоподъёмность в 1,25 раза в течение 3 мин. Строп изготовлен с выполнением требований ПБ — 10-382-00, ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93. Гарантийный срок эксплуатации стропа по ГОСТ 25573-82 при односменной работе в течение 3-х (трех) месяцев для стропа типа СКП и СКК и 6-ти (шести) месяцев — для остальных типов, а по РД-10-33-93 — при односменной работе в течение 3-х месяцев для всех типов стропов, со дня ввода в эксплуатацию. В течение этого срока изготовитель обязуется безвозмездно устранять дефекты, возникшие по его вине.  

2.5. Требования к выполнению сварных соединений

2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.

Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.

2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.

2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметpa сечения d

в месте сварки не должно превышать 0,1

d. Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.

Смешение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Допускаемое смещение концов свариваемых элементов в местах стыка

Диаметр стержня, мм Смещение, мм
До 15 0,5
От 15 до 24 1,0
От 24 до 40 1,5
Свыше 40 2,0

В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Глубина местных выжигов и пригаров при контактной электросварке не должна превышать 0,7 мм.

2.5.4. При выполнении сварных швов ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 на концах заготовок из круглого прутка производится разделка кромок (рис. 2).

Рис. 2.

Разделка кромок на концах заготовок из круглого прутка

Сварка звеньев всех типов производится после гибки заготовок. При сварке необходимо выдержать размеры сварного соединения в соответствии с рис. 3.

Рис. 3.

Конструктивные элементы шва сварного соединения

2.5.5. Дуговая электросварка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

К сварке должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...