Самосвал: виды, технические характеристики самосвалов

⭐⭐⭐⭐⭐ Самосвалом называется грузовая автомашина саморазгружающегося типа, прицеп либо полуприцеп, оснащенный кузовом (как правило, бункерным), который наклоняется механически ⭐+7 (930) 1000-999

Классификация самосвалов

Самосвалы подразделяются на группы по целому ряду признаков. Основные варианты классификации данной техники рассмотрены ниже.

В зависимости от основных выполняемых функций выделяют:

  • строительные самосвалы;
  • карьерные самосвалы;
  • сельскохозяйственные самосвалы;
  • подземные самосвалы;
  • узкоспециализированные самосвалы (в эту группу входят минераловозы, бетоновозы и другие машины).

В зависимости от максимальной массы перевозимого груза выделяют самосвалы:

  • малой грузоподъемности (не более 2 тонн);
  • средней грузоподъемности (в пределах от 2 до 6 тонн);
  • большой грузоподъемности (в пределах от 7 до 14 тонн);
  • особо большой грузоподъемности (более 14 тонн).

По типу подвижного состава различают:

  • обычные самосвалы (одиночные, неоснащенные прицепом);
  • самосвальные автопоезда (к ним относятся самосвалы-тягачи, оборудованные одним либо парой прицепов-самосвалов);
  • полуприцепы-самосвалы;
  • прицепы-самосвалы.

Все самосвалы подразделяются по соответствию требованиям эксплуатации на автодорогах на:

  • предназначенные для использования на всех видах автодорог;
  • предназначенные для ограниченного применения (только на автодорогах, допускающих максимальную нагрузку на мост до 100 кН).

Еще один признак, по которому классифицируются самосвалы – их проходимость. В настоящее время на рынке представлены:

  • обычные дорожные самосвалы (имеющие колесную формулу 4х2 либо 6х4);
  • большегрузные внедорожные самосвалы (БелАЗ и др.);
  • самосвалы, обладающие повышенной проходимостью (имеющие колесную формулу 4х4, 6х6 и т.д.).

Кроме того, данная техника подразделяется на группы по способу разгрузки платформы. Наиболее распространены самосвалы с односторонней нагрузкой назад, однако существуют машины с односторонней разгрузкой платформы на боковую сторону, 2-хсторонней разгрузкой на боковые стороны, 3-хсторонней разгрузкой назад и на боковые стороны.

По приспособленности к совместной работе с прицепом самосвалы подразделяют на:

  • одиночные машины (которые не приспособлены для эксплуатации с прицепом);
  • самосвалы-тягачи (оснащены оборудованием, которое требуется для эксплуатации с прицепом, и двигателем, имеющим достаточно высокую мощность).

ВИДЫ АВТОСАМОСВАЛОВ

С учетом грузоподъемности, предназначения, некоторых конструктивных особенностей выделяют несколько типов спецтехники.

ШАХТНЫЕ САМОСВАЛЫ DUX

Dux Machinery Corporation – канадский производитель полного модельного ряда шахтных самосвалов и вспомогательного оборудования для подземных горных работ и строительства тоннелей, разработанных на основе более чем 40-летнего опыта производства. Завод может изготовить машины, идеально вписывающиеся даже в самые сложные горно-технические условия. Приобретая по-настоящему мощные, качественные самосвалы DUX, их владельцы получают не только достойных помощников в своём бизнесе, но и дальнейшее техническое обслуживание и запчасти высочайшего класса, которые можно будет получить через разветвлённую сеть представительств канадской компании DUX по всему миру.

Назначение самосвалов

Прямое назначение – перевозка с последующей автономной выгрузкой без участия человека. Водитель, он же оператор, производит само выгрузку при помощи механизмов, установленных производителем.

Перевозимые товары и материалы могут быть как насыпным вариантом, так и штучным, к примеру:

  • грунт;
  • песок;
  • щебень;
  • снег;
  • шпалы;
  • механизмы;
  • кирпич на паллетах;
  • цемент в мешках.

История создания самосвалов

Саморазгружающиеся машины стали незаменимой частью строительных работ или уборки больших площадей благодаря двумя братьям Францу и Лоренцу Мейллерам из Баварии – вот, кто изобрёл самосвал. В 1850 году изобретатели создали инструменты, начали продажу. После роста прибыли начали расширять бизнес, в процессе которого изобрели винтовой домкрат. Наблюдательность за работой разгрузчиков позволила создать прицеп с самоопрокидывающимся винтовым приводом в качестве отдельной конструкции.

До середины 20-го века разгрузка имела винтовой привод, хотя с ручной работы перешла на механическую. С середины 1920-х годов в конструкции появилась гидравлика. Первые, кто применил гидравлический привод – компания Bussing, а с 1935 года технологии дошли и до СССР. Начиная с 1960-х годов, саморазгружающиеся машины приобрели современный вид. Появились первый бескапотные модели (МАЗ, КамАЗ).

Сегодня мы предлагаем самосвалы МАЗ 5551 и 5516, КамАЗ, а также грузовую технику на базе шасси Mercedes-Benz.

Cамосвалы

Модель Грузоподъёмность, тонн Рабочий вес, т Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Радиус.поворота,
мм внутр/внешн
Файлы для скачивания
DT-7 7,0 7,8 6250 1525 2085 2745/4625
DT-12 12.0 22.3 6 810 1 830 1 905 2795/4980  
DTS-12 11,0 10,5 7210 1830 2235 2795/4980  
DT-17N 17,0 15,0 8435 1880 2390 4040/6555  
DT-20N 20,0 17,6 8230 2085 2415 3785/6200  
DT-20T 20,0 15,4 7315 2085 3400 4320/6885  
DT-22N 22.0 42.0 8 640 2 135 2 285  4575/7470  
DT-24 22,0 22,7 9 300 2 285 2 490 4 420/7 500  
DT-26N 25,4 22,7 9 500 2 745 2 235  4980/8460  
DT-33N 33,0 27,2 10 185 2 745 2 695 5 030/8 560  
DT-50 50,0 42,0 10 770 3 100 2 850 5 130/9 040  

Дорожные самосвалы

Наиболее широкое распространение в наши дни получили самосвалы, предназначенные для езды по автодорогам общего пользования. Выпуском таких машин занимается большинство производителей грузовой техники. Данные автомобили находят широкое применение в коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, сельском хозяйстве, при проведении ремонтных работ, транспортировке полезных ископаемых и т.д. Как правило, количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х, а грузоподъемность не превышает 40 тонн.

Тем не менее, сегодня можно увидеть и более мощную технику. В качестве примера стоит привести пятиосные самосвалы от европейских компаний Terberg и GINAF, а также машины, выпущенные под китайским брендом Shacman, насчитывающие аналогичное число осей. В свою очередь, такие американские производители грузовой техники, как Western Star, Freightliner и Kenworth наладили выпуск самосвалов с количеством осей, равным семи. Благодаря особой конструкции данных автомобилей реализована возможность подъема одновременно до 4-х осей. При этом самосвал перемещается по дороге на колесах, которые сохраняют контакт с ее поверхностью.

3.jpg

Рисунок 3. В большинстве случаев количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х

Где применяются самосвалы

Транспортировка сыпучих или мелкоштучных грузов и других товаров осуществляется с помощью саморазгружающихся машин. Благодаря такой технике доставляются материалы на строительные площадки, в процессе дорожных работ или при возведении зданий, то есть можно выделить обширную область, где применяются самосвалы.

Также техника используется во время сбора урожая, заготовки корма в сельском хозяйстве или в процессе мелиоративных работ. Без саморазгружающихся машин не обходится крупная уборка снега и вывоз мусора с жилых или крупных административных объектов. Узконаправленное применение техники – эксплуатация в карьерах в процессе поиска и транспортировки полезных ископаемых.

Благодаря многопрофильности конструкции самосвалов можно широко применять спецтехнику. Существует несколько классификаций техники:

  • по типу разгрузки (наклонный или принудительный);
  • по виду автокузова (передвигающийся бункер/платформа или неподвижные бункер/платформа);
  • по виду наклона автокузова (гидравлический, винтовой/шнековый, механический, телескопический);
  • по виду разгрузки (сзади, сбоку, с двух сторон или универсальный).

Разновидности влияют на технику, которую можно выбрать, и какая грузоподъёмность самосвала подойдёт для аренды машины. Существуют следующие виды:

1. Дорожная техника.

Часто используемый вид самосвалов, который используется для перевозки грузов или товаров по общим трассам. Зачастую в дорожную саморазгружающуюся машину помещается 40 тонн. Применение данному виду техники находят в сельхозе, на стройках, в промышленности. Дорожные самосвалы с трудом перемещаются по бездорожью или пересечённой местности. У нас Вы можете найти грузовики, способные перевозить 10, 20, 25, 34, 35, 40 тонн. Однако лучше уточняйте у менеджеров.

Самосвалы: виды, технические характеристики, назначение
Самосвалы: виды, технические характеристики, назначение

2. Внедорожная (или карьерная) машина.

Особенность таких самосвалов – высокая проходимость и большая грузоподъёмность (до 450 тонн). Техника низкоманёвренная, медленно передвигаются и бывают полно- или заднеприводными. Одновременно с использованием карьерной саморазгружающейся машины могут применяться экскаваторы.

3. Сочленённый (или землевозы) самосвал.

В сочленённых самосвалах в конструкции есть шарнирно-сочленённая рама, соединяющая кузов с кабиной. Данная техника имеет хорошую манёвренность и высокую проходимость. Грузоподъёмность варьируется от 10 до 50 тонн.

Самосвалы: виды, технические характеристики, назначение
Самосвалы: виды, технические характеристики, назначение

4. Подземная техника.

Такие саморазгружающиеся машины предназначены для эксплуатации в забоях или разрезах. Важно, чтобы у ствола был маленький градус наклона. По сути, подземные самосвалы — тягачи, у которых прицеп находится на двойной шарнирной сцепке. Грузоподъёмность имеет большой разлёт: 1-40 тонн.

На нашем сайте вы можете найти различные саморазгружающиеся машины под часовую аренду по Минску или другим областям Беларуси.

Известные производители

  • Astra (Италия)
  • Atlas Copco (Швеция)
  • Bell Equipment (ЮАР)
  • Case
  • Caterpillar (США)
  • DUX Machinery
  • Hitachi (Япония)
  • Hydrema
  • JCB (Великобритания)
  • JAC (Китай)
  • John Deere (США)
  • Komatsu (Япония)
  • Liebherr (ФРГ)
  • Moxy
  • Sandvik
  • Terex (США)
  • Volvo (Швеция)
  • Shacman (Shaanxi) (Китай)
  • БелАЗ (СССР, Белоруссия)
  • МАЗ (СССР, Белоруссия)
  • МоАЗ (СССР, Белоруссия). C 2007 года является филиалом ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве.
  • КамАЗ (СССР, Россия)
  • КрАЗ (СССР, Украина)

Карьерные самосвалы

Очень часто при проведении открытых разработок месторождений полезных ископаемых применяются карьерные (иными словами – внедорожные) самосвалы. По причине больших размеров и массы движение такого автотранспорта по дорогам общего пользования не допускается. Доставка крупных экземпляров к месту работы производится по частям. Сборка машины воедино выполняется непосредственно на месте работы. Доказано, что наиболее эффективной для тяжелых моделей самосвалов является схема с парой осей с задним либо полным приводом и разгрузкой платформы назад. В семидесятых годах минувшего столетия предпринимались попытки использования карьерных самосвалов с тремя осями (в качестве примера можно привести модели WABCO 3200B и Terex Titan), однако данные схемы не нашли широкого распространения в карьерах.

3-хосные карьерные самосвалы большого распространения не получили

Рисунок 4. 3-хосные карьерные самосвалы большого распространения не получили

Сегодня на сверхтяжелых внедорожных самосвалах обычно устанавливается гибридный силовой агрегат. Дизельный ДВС приводит в работу генератор переменного тока, который, в свою очередь, обеспечивает электропитание тяговых электромоторов, вращающих колеса. Тормозная система в таких машинах сочетает в себе действие гидравлических элементов и электродвигателей, вырабатывающих электрический ток в режиме торможения. Над созданием электрического привода для таких самосвалов совместно работают специалисты таких ведущих мировых производителей, как General Atomics (Terex), Siemens (БелАЗ, Liebherr, Hitachi), General Electric (БелАЗ, Komatsu).

Нельзя не упомянуть о существовании карьерного самосвала модели Caterpillar 797B, отличающейся отсутствием таких «лишних» узлов, как электродвигатели и генератор. Это стало возможным благодаря использованию самого большого на сегодняшний день ДВС, из тех, что используются на грузовом автотранспорте – CAT 3534B. Это 24-хцилиндрвоый, 117-литровый силовой агрегат, создающий крутящий момент более 16000 Нм. Однако уже сейчас производитель планирует начать выпуск нового поколения самосвалов, которые будут комплектоваться дизель-электрическим приводом, созданным совместно с сотрудниками Mitsubishi Electric.

Карьерный самосвал Caterpillar 797B

Рисунок 5. Карьерный самосвал Caterpillar 797B оборудован мощным 117-литровым двигателем внутреннего сгорания

Наиболее целесообразным является использование таких, без преувеличения, гигантских машин совместно с тросовыми и гидравлическими экскаваторами, позволяющими выполнять загрузку кузова за 3-5 циклов. Уже сегодня на рынке имеются экскаваторы с ковшами объемом более 76 кубических метров (а это – свыше сотни тонн породы), а всего пару лет назад на испытательном полигоне БелАЗ прошла демонстрация самосвала БелАЗ-75710, способного осуществлять транспортировку до 450 тонн полезного груза!

В настоящее время производством карьерных самосвалов занимаются свыше двадцати компаний. При этом большую часть рынка (что составляет примерно 95 процентов) занимают самосвалы, имеющие грузоподъемность не более 40 тонн.

См. также[править | править код]

  • Скрепер — самосвал, который не только сам разгружается, но и сам нагружается.
  • Думпкар — вагон-самосвал.
  • Думпер

Сочлененные самосвалы

Сочлененный самосвал (его так же называют землевозом) представляет собой транспортное средство, отличающееся высокой проходимостью, предназначенное для доставки крупных объемов сыпучих грузов и применяемое как альтернатива обычным одиночным автосамосвалам при проведении работ в условиях отсутствия нормального дорожного покрытия. В частности, сочлененные самосвалы находят применение при выполнении земляных работ, строительстве автодорог, на карьерах, где ведется добыча угля, руды и т.д.

В зависимости от способа агрегатирования выделяют:

  • прицепные сочлененные самосвалы (иными словами – землевозные тележки), которые эксплуатируются совместно с промышленными моделями тракторов (например, С-100 и С-80) либо тягачами с количеством осей 2 и более;
  • автоземлевозы, применяемые совместно с одноосными тягачами.

Землевоз Volvo A25D в работе

Рисунок 6. Землевоз Volvo A25D в работе

Для перевозки грузов используются сочлененные самосвалы с задней, боковой и донной разгрузкой. Их активная разработка в Советском Союзе стартовала еще в пятидесятых годах прошлого века. Эти машины не нашли широкого применения в качестве строительной техники, однако получили распространение в карьерных разработках. Довольно часто в наши дни используются 3-хосные сочлененные самосвалы, изготовленные на основе тягачей специального исполнения. Как правило, у таких машин сразу 6 колес являются ведущими. Кроме того, их часто оборудуют выключателем дифференциала.

См. также

  • Скрепер — самосвал, который не только сам разгружается, но и сам нагружается.
  • Думпкар — вагон-самосвал.
  • Думпер

Автомобиль-самосвал МАЗ

Белорусские грузовики в этом сегменте представлены в широчайшем ассортименте. Рассмотрим одну из самых популярных модификаций под индексом 5516. Машина обладает грузоподъемностью в 20 тонн, оборудуется кузовом ковшевого типа, ориентирована на транспортировку строительных и сыпучих материалов. Благодаря надежности, универсальности, транспорт пользуется большой популярностью на всем постсоветском пространстве. Модель 5516 выпущена в двух версиях, с короткой и удлиненной кабиной со спальником.

Самосвал МАЗ

Параметры:

  • Длина/ширина/высота – 7190/2500/3100 мм.
  • Просвет дорожный – 27 см.
  • База колесная – 3850 мм.
  • Колея задняя/передняя – 1865/1970 мм.
  • Полный вес – 13,5 т.

Среди преимуществ пользователи отмечают невысокую цену, ремонтопригодность, экономичность, простоту в обслуживании, надежность подвески.

Самосвалы для проведения подземных работ

Машины этой группы созданы для доставки и выгрузки разрыхленных механическим путем либо взорванных пород в стесненных условиях, характерных для подземных шахт, при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве тоннелей. Одной из наиболее ярко выраженных отличительных черт, присущих подземным самосвалам, являются их небольшие размеры. Компактность данных транспортных средств является следствием ограниченности свободного пространства в горных выработках, где, собственно, они чаще всего и используются.

Кроме того, самосвалы, предназначенные для подземной эксплуатации, должны отвечать высоким требованиям, предъявляемым к их маневренности. Грузоподъемность автомобилей этого класса составляет до 40 тонн. Их привлекают к работе при выполнении крупных объемов транспортных операций. Данная техника без проблем справляется с преодолением затяжных подъемов, неизбежно встречающихся при работе под землей. Самосвалы типа «думпер», отличающиеся возможностью поворота сиденья и механизма управления на угол, равный 180 градусам, без разворота всего транспортного средство, успешно применяются при работе в узких забоях.

Классический подземный самосвал внешне представляет собой одноосный тягач, оснащенный самосвальным полуприцепом. Для соединения основных узлов транспортного средства используется двойной шарнир, позволяющий осуществлять поворот тягача относительно полуприцепа, обеспечивая тем самым необходимую маневренность машины. Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам используется карданный вал и коробка передач, которая, как правило, имеет 4 скорости для движения вперед и аналогичное количество передач для перемещения назад. Силовой агрегат подземного автосамосвала обычно имеет 2-хступенчатую систему очистки отработанных газов, включающую кристаллический нейтрализатор и жидкостную ванну.

Типовая схема подземного самосвала

Рисунок 7. Типовая схема самосвала, предназначенного для подземной эксплуатации

Выбор в пользу определенной модели подземного самосвала зависит от поперечных габаритов выработки. При малой площади сечения к работе обычно привлекаются думперы, а при большой (от 12 квадратных метров) – автомобили таких марок, как МоАЗ, МАЗ и т.п. В настоящее время налажено серийное производство подземных автосамосвалов МоАЗ, имеющих грузоподъемность 20 тонн и развивающих скорость до 40 км/час, а на дороге с углом наклона 10 градусов – до 4-6 км/час.

думпер Waran

Рисунок 8. Думпер Waran. На фото хорошо заметно отличие диаметров колес ведущего и управляемого мостов машины

Наиболее целесообразной является эксплуатация автосамосвалов в подземных условиях при площади сечения выработок от 12 квадратных метров, когда для связи их с поверхностью используются штольни с уклоном не более 0,16. На современном рынке представлены самосвалы для подземной эксплуатации особой малой (не более 1 тонны), малой (в диапазоне от 1 до 2 тонн), средней (в диапазоне от 2 до 5 тонн) и большой (более 5 тонн) грузоподъемности, получающие энергию от электрического, карбюраторного либо дизель-электрического привода.

При выборе типа и количества подземных автосамосвалов обязательно учитываются такие немаловажные критерии, как профиль, план трассы, вид и качество дорожного покрытия, местонахождение пунктов загрузки и разгрузки, особенности, характерные для перевозимых грузов, сменная производительность транспортной техники. При необходимости перевозки значительных объемов горной массы на дальнее расстояние часто используются мощные автосамосвалы (БелАЗ, КрАЗ и т.п.).

Примечания[править | править код]

220px-%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB_%D0%97%D0%98%D0%9B.jpg
220px-Dump_Truck_on_B._Oktyabrskaya_St._%28Yaroslavl%29_2009.jpg

Относительно низкая проходимость дорожных самосвалов ограничивает возможность их применения в строительных работах

Ссылки

  • Работа для самосвалов
  • Форум самосвальщиков на AcoolA
  • Форум самосвальщиков
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...