Схема электропроводки ЗИЛ 131: цветная с описанием • DRIVER’S TALK

Схема проводки ЗИЛ Бычок для обслуживания своими руками: заводская инструкция электропроводки ЗИЛ 4331с фото и видео

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

Обзор ЗИЛ 131

Ровно 40 лет грузовик ЗИЛ 131 сохранял одну и ту же модификацию. С 1987-го года начали производить 3 вида автомобиля:

  • с карбюратором;

  • с дизельным мотором;

  • для потребностей граждан с неэкранированной проводкой.

Автомобили отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. В конструктивном плане присутствуют новшества, которые ранее разработчиками не использовались:

  • стоит 16-ти клапанный бензиновый мотор с V-образным размещением цилиндров;

  • подключение экранированной герметичной проводки;

  • стандартная система зажигания стала бесконтактной с электронным механизмом.

Авто ЗИЛ 131 снабжен стартером модели СТ 130К4. Эта деталь представляет собой электрический двигатель с приводом и реле.

Электрическая составляющая автомобиля претерпела серьезные изменения. В схеме проводки ЗИЛ 131 содержатся самостоятельные компоненты и системы, каждая из которых отвечает за выполнение различных функций:

  • система зажигания;

  • запуск мотора;

  • энергоснабжение;

  • освещение и сигнализация;

  • набор измерительных приборов.

Благодаря совершенствованию системы зажигания, ее герметизированной, экранированной схеме, ЗИЛ 131 предназначен для использования в сложных условиях.

При рассмотрении цветной схемы электропроводки ЗИЛ 131 можно выделить присутствие некоторых характерных особенностей. В первую очередь, сложности по эксплуатации часто возникают по причине недостатка узлов и конструктивных элементов. Ряд проблем:

  • экранированная проводка состоит из материалов низкого качества;

  • ввиду большого количества электроники в схеме оборудования системы зажигания затрудняется обслуживание;

  • часто конденсатор прекращает работу, что вынуждает переходить на контактную схему.

Автомобиль ЗИЛ 131 довольно надежен и прочен. Это подтверждается многолетним использованием агрегата в разных направлениях.

Боеспособный ветеран: схема электропроводки ЗИЛ 131 нужна и гражданским владельцам

Так уж повелось, что в нашей стране основным заказчиком многоцелевого транспорта является армия. Поэтому, появление в 1966 году грузовика ЗИЛ 131 в рядах вооруженных сил воспринималось как само собой разумеющийся факт.
Тем более, что как транспортное средство он зарекомендовал себя отлично, а часть автомобилей и сегодня исправно несет службу не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве, и в автобазах многих российских предприятий.


Первыми подробное устройство автомобиля получили воинские «учебки»

Дальнейшее развитие серии

Практически 20 лет автомобиль выпускался в неизменном виде. И лишь с 1986 года началась глубокая модернизация его платформы, вызванная необходимостью улучшения его тактико-технических характеристик.

В распоряжение армии и гражданских организаций ЗИЛ поставлялся:

  • с карбюраторным двигателем под индексом ЗИЛ 131Н (модернизированный вариант);
  • с дизельным силовым агрегатом ЗИЛ 131Н1 и Н2 (разной мощности);
  • в гражданском исполнении — ЗИЛ 131А на фото внизу (проводка устанавливалась неэкранированной).


Гражданской версии бездорожье также не помеха

Составляющие в схеме подключения стартера

Стартер в ЗИЛ 131 требуется для создания крутящего момента, за который отвечает коленчатый вал во время работы двигателя. Питание осуществляется через аккумуляторную систему. Состоит из следующих компонентов:

  1. Корпус или электродвигатель стартера в виде цилиндрической оболочки. Внутри на стенках располагается четыре магнитных сердечника, называемых «башмаками». Постоянные магниты называются статорами двигателя. Представлены в количестве 4-ех штук.
  2. Тяговое реле монтируется на корпусе. Он состоит из подвижной перемычки, соединяющей между собой контакты. Также здесь присутствуют силовые контакты в задней части. Реле управляет подключением и отключением электромотора, а также влияет на работу маховика.
  3. Контакты реле – подвижный и неподвижный. Неподвижные контакты состоят из разных съемных и несъемных видов, используемых для продолжительного соединения проводников. Разъемное контактирование достигается при помощи винтов, болтов, зажимов, а неразъемное – с использованием сварки, пайки. Подвижные контакты бывают разрывными (разного рода переключатели, кнопки), и скользящими.
  4. Якорь выполнен в виде оси из высокопрочной стали. На нее надеты серведчник и пластины. Располагается в передней и задней крышках пускового механизма.
  5. Кожух представляет собой элемент, выступающий в роли защиты вентилятора от механических воздействий. Препятствует проникновению посторонних предметов в двигатель. Поэтому необходимо следить, чтобы кожух находился в хорошем состоянии. Деталь крепится непосредственно к щиту мотора при помощи болтов.
  6. Винт – это крепеж для разборного монтирования деталей. Причем одна может иметь внутреннюю резьбу.
  7. Рычаг.
  8. Упорное кольцо.
  9. Вал.
  10. Коллектор — это элемент мотора ЗИЛ 131, через которую проходит напряжение на щетки и пластинки якоря.
  11. Крышка запчасти.
  12. Щетки с щеткодержателем, который расположен в задней крышке основного устройства. По сути является обоймой с присутствием легких пружин. Обеспечивают плотное прижимание щеток к коллектору.

Чтобы произошло воспламенение горючего, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, необходимо создать минимальное вращение коленчатого вала двигателя, которого будет достаточно для запуска системы зажигания. Для этого понадобится дополнительный источник энергии. В его роли выступает стартер, который представлен в виде двигателя постоянного тока.

Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов

Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Особенности электрооборудования

С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).

Затем вышли три его модификации:

  • с карбюраторным двигателем;
  • с дизельным двигателем;
  • с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.

Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:

  • установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
  • традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
  • использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.

Как определить неисправность?

Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:

  1. Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
  2. Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
  3. Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
  4. Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.

Общее устройство грузовика
Общее устройство грузовика

Возможные неполадки проводки

Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.

Неполадки проводки могут возникнуть по причине:

  • обрыва цепи;
  • повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
  • плохого контакта в местах соединения;
  • окисление клемм и контактов;
  • повреждения изоляции;
  • отсутствия питания.

Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.

Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.

Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.

Электрическая схема

В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.

Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»

Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »

В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).

avtozam.com

Схема ЗИЛ 131

Электросхема грузового автомобиля ЗИЛ 131. Предназначена для проведения ремонтных работ и обслуживания авто. Для увеличения — кликните на схему.

Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131

Элементы схемы электрооборудования данного грузового автомобиля:

29 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе 48 130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе 26 130-3722105 Предохранитель 6А ЗИЛ 131 27 130-3722210 Предохранитель 7,5А 56 130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе 12 130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе 43 130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе 53 130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01 62 130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе 67 130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе

17 130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе 7 130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе 70 130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе 4 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе 33 130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт) 37 130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе 47 130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е 64 130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе 9 130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе 8 130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе 20 131-3702010-11 Реле-регулятор типа РР132А в сборе 74 131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе 73 131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б 14 131-3705050-Б Резистор цепи катушки зажигания СЭ326 16 131-3706010-20 Датчик-распределитель 43.3706 в сборе 6 131-3707010 Свеча зажигания типа СН307-В в сборе 10 131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе ЗИЛ 131 57 131-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53 58 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе 35 131-3710142 Выключатель типа ВК38-Б в сборе 34 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе 2 131-3711010-А Фара типа ФГ122П в сборе 1 131-3712010-Б Фонарь передний типа ПФ133А в сборе 44 131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе 31 131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе ЗИЛ 131 66 131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе 65 131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А 71 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе 24 131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе 22 131-3721300-А Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе 75 131-3727012-А Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе 60 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе 18 131-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе 19 131-3734012 Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе 55 131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе 11 131-7904044 Фильтр конденсаторный типа ФР132 46 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы ЗИЛ 131 36 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе 21 150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе 28 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б 81 150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности) 76 150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе 13 152Ю1-7904030 Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе 32 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе 30 157Г-7904200 Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20% 23 157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе 69 164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе 3 164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе 25 164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе 51 164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д 5 375-3701010 Генератор типа Г287Б в сборе 15 375-3705010-10 Катушка зажигания типа Б118 в сборе 49 Комбинация четырех приборов типа КП205-А Комбинация четырех приборов типа КП205-А в сборе 45 Манометр давления воздуха в системе пнев Манометр давления воздуха в системе пневматического привода тормозов типа МД-213 в сборе 52 Спидометр типа СП201-А в сборе Спидометр типа СП201-А в сборе.

Принцип работы СЗ

СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.

Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.

Основные этапы любой СЗ:

  • накопление нужного заряда;
  • преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
  • распределение заряда;
  • образование искры на свечах;
  • воспламенение горючей смеси.

К СЗ предъявляются такие требования:

  1. Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
  2. Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
  3. Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
  4. Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.

Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).

Электрическая схема

В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.

Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»

Загрузка ...

 Загрузка …

Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »

В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).

Поворот колес ЗИЛ 130: условия и принцип действия

Направление движения автомобиля меняется поворотом управляемых колес. При этом оси вращаются вокруг специальных цапф так, чтобы в плоскости они соприкасались в одном месте, которое называется центром. Он определяет радиус и кривизну разворота автомобиля.

У автомобилей повышенной проходимости может быть разное число пар управляемых колес, но увеличение их числа затрудняет привод управления, особенно когда управляемыми есть и задние колеса.

Для начала транспортное средство входит в зигзаг, при этом оно идет по неровному направлению. Тогда колеса больше не поворачиваются вокруг цапфы, происходит равномерный поворот машины с дугой окружности с заданным радиусом R и постоянной угловой скоростью.

Определение центра поворота автомобиля аналогичное определению центра твердого плоского тела. Если возвращается плоское твердое тело, то его центр разворота определяется скоростями любых двух его точек (а, б), проводя перпендикуляры к векторам скоростей (а и б) данных точек, в пересечении их графически определяем центр поворота тела. Одновременно определяется радиус и угловая скорость. В автомобиле «твердым телом» является рама (корпус), и точки а и б принадлежат раме, поэтому теорема о повороте твердого тела полностью относится и к автомобилю.

Схема включения приборов освещения ЗИЛ 130

Однако для чистого качания колес при повороте автомобиля, когда они катятся без отклонения в сторону, необходимо, чтобы управляемые колеса возвращались на разные, но совершенно определенные углы. Это может быть выполнено в том случае, если при перемещении оси вращения всех колес автомобиля пересекаются в одной точке – центре поворота. Для выполнения последнего условия необходимо, чтобы продолжение боковых сторон рулевой трапеции пересекались на продольной оси автомобиля на расстоянии 3/4 L от передней оси.

Если автомобиль двухосный с одной парой управляемых колес, то условием чистого качания колес при развороте будет расположение центра поворота на оси неуправляемых колес. В трехосном автомобиле центр находится на пересечении осей передних колес и оси тележки, потому что пересечение с осями задних колес дало бы два центра поворота. Для уменьшения проскальзывания колес задних мостов при их смещении их оси максимально приближаются к оси тележки.

Авторазливочная станция АРС-14

АРС-14 – авторазливочная станция – одна из сфер применения шасси ЗИЛ-131. Это комплекс специализированного оборудования, предназначенного для:

  • транспортировки активных химических веществ;
  • дезактивации газов и ядовитых соединений;
  • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

  • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
  • трубопровода,
  • рукавов, переходников и коллекторов.

В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

Авторазливочная станция АРС-14

Технические характеристики

Технические характеристики и показатели этой модификации ЗИЛа:

Модель шасси ЗИЛ-130Б
Мощность мотора 150 л. с.
Габаритные параметры Длина — 6675 мм
Ширина — 2500 мм

Высота — 2400 мм

Колесная база 3800 мм
Расстояние дорожного просвета 275 мм
Максимальный преодолеваемый подъем 38°
Нагрузка, оказываемая на переднюю ось 4200 кг
Нагрузка на заднюю телегу 9900 кг
Колея По передним колесам — 1800 мм
По задним колесам — 1790 мм
Рабочий объем двигателя 6 л
Степень сжатия 6,5
Средний расход топливной жидкости на 100 км 29 л
Наибольший крутящий момент 401,8 Нм

Машина завода имени Лихачева

Этот автомобиль весит 4 300 кг.

Рама состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения. Номер рамы находится перед задней правой рессорой.

Навигация по записям

Как вырастить красивую орхидею

Подарки для настоящих мужчин

Подарки для настоящих мужчин

Подобрать станок по России

Подобрать станок по Украине

Пеногенератор для нанесения активной пены на автомобиль, ценой в 5 долларов

Завязать трос в петлю. Разорвем для проверки прочности.

Практическое пособие по дуговой сварке. Учимся варить красивые прочные швы

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная мощность, кВт (л.с.) 1,8 (2,4)

Сила тока холостого хода, А, не более 90

Сила тока при тормозном моменте 22,05 Н.м (2,20 кгс.м)‚ А, не более 700

Напряжение включения реле о прокладкой 14,5‚мм, установленной между шестерней и упорным кольцом, В, не более . 9

Усилие щеточных пружин, Н (кгс) 9,8…13,7 (0,98…1,37)

Частота вращения якоря, мин-1 3400

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...