Система охлаждения КамАЗ – Ремонт и профилактика

Система охлаждения автомобиля является важнейшей структурой для поддержания рабочей мощности двигателя. У знаменитых авто Камского автомобильного завода охлаждающая жидкость колеблется в диапазоне 80-1200C. Учитывая, что температура двигателя достигает 220 0C, становится ещё более понятна особенная важность системы охлаждения двигателя.

Особенности и важные элементы

Автомобиль КАМАЗ, система охлаждения которого практически не отличается от классической, работает оптимально. В случае отклонений двигателю авто грозят немалые неприятности. Состав основных элементов системы практически такой, как и у легкового авто:

  • радиатор охлаждения;
  • насос водяной;
  • патрубки;
  • термостаты;
  • вентилятор охлаждения.
система охлаждения камаз 740

Одно отличие от системы охлаждения не грузового автотранспорта видно сразу – наличие 2-х термостатов. Это связано в первую очередь с особенностью строения двигателя. V-образная восьмерка имеет две головки блока цилиндров, расположенных под углом менее 900 (отсюда и название). Следующая отличительная особенность – жалюзи на радиаторе охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и дают возможность быстрого прогрева двигателя.

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет в составе гидравлическую муфту включения вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать частоту вращения вентилятора, тем самым усиленно охлаждая двигатель.

Основные элементы системы охлаждения

В конструкцию входят:

  • радиатор, который отвечает за передачу тепла от антифриза окружающей среде (в современных моделях КАМАЗ используют трубчато-ленточные многорядные устройства);
  • центробежный насос – обеспечивает циркуляцию жидкости по патрубкам;
  • вентилятор осевого типа – обдувает детали радиатора и ускоряет теплообмен (функционирует на основе гидромуфты);
  • термостаты с твердым наполнением – участвуют в автоматическом регулировании потока жидкости и ее поступления в радиатор, управляют работой вентилятора;
  • жалюзи – устанавливаются перед радиатором, в закрытом положении позволяют быстрее прогреть двигатель до рабочей температуры, чаще всего имеют створчатую вертикальную конструкцию;
  • расширительный бак – обеспечивает хранение нужного объема жидкости, работоспособность системы при увеличении объема нагретого антифриза, а также позволяет контролировать уровень среды и удалять из нее воздух и пар;
  • детали основной и перепускной трассы, рубашка охлаждения, патрубки, клапаны, фурнитура.

Принцип работы

Двигатель камаз 740 — это V-образный дизельный мотор внутреннего сгорания. Клапаны двигателя расположены двумя параллельными рядами под углом примерно 180 градусов. Такой ряд цилиндров при виде сбоку напоминает латинскую букву V, отчего и получил название данный тип двигателей. При расположении цилиндров в 2 ряда под углом 90 градусов двигатель именуется L образным, а в 1 ряд -маркируется буквой R. Двигатель КамАЗ более компактный, чем отечественный аналоги и обеспечивает более быстрое вращение головки цилиндров и развивать большую мощность при меньшем объеме.

Устройство двигателя Камаз 740 типично для дизельного мотора. Основно частью устройства является коленчатый вал, к которому крепятся цилиндры. Двигатель обеспечивает большую степень сжатия дизеля (сжимает в 17 раз), благодаря чему происходит воспламенение, выделяется кинетическая энергия.

Архив объявлений

Смотрите все объявления в архиве

Архив объявлений

Смотрите все объявления в архиве

Схема работы системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, с помощью которой легко представить и понять основные моменты работы. На рисунке хорошо видно, что система охлаждения автомобиля замкнутая с принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения диктует водяной насос (30). Охлаждающая жидкость сначала перетекает в полость левого ряда цилиндров, а затем через трубку в полость правого ряда цилиндров.

камаз система охлаждения

После того как жидкость пройдёт через головки блоков цилиндров, она, естественно, нагреется. Следующим элементом на пути будет термостат (17). Здесь в зависимости от степени нагрева жидкость пойдёт либо обратно к насосу (малый круг), либо к радиатору охлаждения (10). Радиатор (обычно 3-х или 4-х рядный) активно охлаждает антифриз и завершает большой круг, направляя охлаждающую жидкость к помпе.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена на рисунке. Здесь также имеется расширительный бачок (21) с крышкой (22) и краном контроля за уровнем жидкости (20). Вентилятор в сборе с муфтой (9) управляет скоростью и направлением потока охлаждающей жидкости. Он включается при температуре 850С. Вообще температура антифриза при работе двигателя должна поддерживаться в диапазоне 85-900С. Для улучшения направления потока воздуха через вентилятор предусмотрен диффузор. В случае превышения температуры жидкости в системе охлаждения (980С) на щитке приборов загорится контрольная лампочка.

Слабые места системы охлаждения

Для начала разберём, что вообще может случиться с системой охлаждения грузового авто. Проблем на самом деле не так много:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание жидкости для охлаждения в масляную систему.
система охлаждения камаз

Течь антифриза в первую очередь происходит через соединения патрубков, а в последнюю очередь от разрушения (потрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одно из слабых мест системы – патрубки. КАМАЗ, система охлаждения которого даёт сбои, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Здесь уже недалеко до перегрева. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Вторым слабым местом можно определить термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, жидкость «гуляет» по большому кругу через радиатор. В случае непрогретого мотора это не даёт двигателю нагреться. Если при этом ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить.

Если термостат закрыт, антифриз не поступает в радиатор и достаточно быстро нагревается на горячем двигателе. Какое-то время ситуацию спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения прекращает справляться и перегревается сначала антифриз, а затем и двигатель.

Третьим в очереди слабых мест будет стоять вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система не вытянет. Если за автомобилем присматривать и вовремя делать профилактические осмотры с протяжкой «подозрительных» мест, то никаких проблем от системы охлаждения ждать не стоит.

КАКАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ И ПОЧЕМУ ОНА ПОДНИМАЕТСЯ

Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим все основные узлы системы охлаждения отдельно. А начнём с того, что в первую очередь бросается в глаза – радиатора.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет в своём составе 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классическому типу и представляет собой:

  • нижний бачок, к которому подходит отводящий патрубок;
  • центральную систему трубок, размещенных в несколько рядов;
  • верхний бачок с подводящим патрубком.

Крепление радиатора трехточечное. С двух боковых сторон он закреплен кронштейнами, которые в свою очередь через амортизирующие элементы присоединены к лонжеронам рамы. Нижнее крепление радиатора соединено с поперечиной №1 рамы.

система охлаждения камаз 5320

Особенностью строения радиатора (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластинок, которая перекрывает доступ к потоку воздуха через радиатор. Управляются жалюзи простым тросиковым приводом напрямую из кабины. Если ручка вытянута, значит, жалюзи закрыты, а в противном случае – открыты. Благодаря этому в холодное время года двигатель быстрее прогревается.

Вентилятор

Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидромуфты и внешне представлен пятью лопастями. В зависимости от температуры двигателя муфта автоматически включается и выключается. Вентилятор согласно этим включениям либо также работает, либо в случае не работающей гидромуфты пассивно крутится от воздействия потока воздуха.

Для более эффективного обдува воздухом система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентиляторе. Он выполнен из тонкого металлического листа путём штамповки. Благодаря ему воздух эффективно поступает только на радиатор без боковых подсосов.

Рабочее место водителя

Кабина водителя трехместная, расположена над двигателем. Достаточно высокая и комфортная. Не имеет спального места. В моделях, выпускаемых с начала 2000-х годов кабина была улучшена, уровень комфорта повышен. Такие кабины назывались рестайлинговыми. В более старых машинах удобства кабины средние. Автоматической вентиляции кабины не предусматривалось, однако за счет специальных проемов в корпусе в кабине постоянно циркулирует воздух. Лобовое стекло триплексное, с поворотными форточками и опускающимися боковыми стеклами.

Зимой в кабине тепло, водитель может включить печь, работающую от системы охлаждения двигателя.

Глава 5.2 Состав двигателя, устройство и работа КамАЗ-740

5.2 СОСТАВ ДВИГАТЕЛЯ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет со­бой отливку из чугуна СЧ25 ГОСТ 1412-85.

Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

Два ряда цилиндровых гнезд, отлитых как одно целое с верхней частью картера, распо­ложены под углом 90° один к другому.

Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что обусловле­но установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов рядом.

В каждом ряду имеется по четыре цилиндровых гнезда, выходящих на верхние обрабо­танные плоскости, которые служат привалочными поверхностями для головок цилиндров. Привалочные поверхности отличаются высокой плоскостностью и параллельностью оси расточек под подшипники коленчатого вала.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполнен­ных в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильза цилиндра, и выточ­ки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в гнезде, параметры плоскостности и перпендикулярности опорной площадки под бурт гильзы к общей оси центрирующих расточек должны быть вы­полнены с высокой точностью.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предот­вращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масля­ного картера двигателя.

К поперечным стенкам блока, образующим рубашку охлаждения для каждого цилинд­ра, равномерно (вокруг цилиндра) прилиты четыре бобышки для крепления головки цилинд­ров болтами.

Крышки коренных подшипников связаны с картерной частью блока коренными и стяжными болтами.

Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении по двум вер­тикальным штифтам, обеспечивая точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор приведен в приложении 8.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сбо­ре с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавли­ваются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока.

Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вада выполнены расточки, в которые запрессованы и расточены втулки распределительного вала увеличенной размерно­сти по сравнению с втулками серийного распределительного вала.

В картерной части развала блока цилиндров прилиты направляющие толкателей клапа­нов.

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с мо­ментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

— предварительная затяжка-95-120 Н·м (9,6-12 кгс·м);

— окончательная затяжка-206-230 Н·м (21-23,5 кгс·м);

— стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н·м (8,2-9,2 кгс·м)

Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, выполнена перепу­скная труба полости охлаждения для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одно­временно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.

С целью увеличения циркуляционного запаса масла, на двигатель устанавливается мас­ляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в бло­ке цилиндров существенно увеличены.

В нижней части цилиндров заодно с блоком отлиты бобышки под форсунки охлажде­ния поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отвер­стие из фильтра.

Гильзы цилиндров (рис. Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня) «мокрого» типа, легкосъемные. На конусной поверхности в нижней части, гильзы цилиндров имеют следующую маркировку: устанавливаемые на двигатели 740.11-240 и 740.14-300 — 7406.1002021, на двигатель 740.13-260 — 740.13-1002021.

Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня

Гильза цилиндра 7406.1002021 изготавливается из серого специального чугуна, упроч­ненного объемной закалкой, она отличается уменьшенной (по высоте) зоной отпуска бурта от термообработки гильз, имеющих маркировку 740.1002021-20. Гильза 740.13-1002021 изготавливается из специального, легированного серого чугуна и не термообрабатывается.

Установка на двигатели гильз с несоответ­ствующей рекомендациям маркировкой ведет к ускорению износа гильз и поршневых колец. Зеркало гильзы представляет собой ред­кую ceтку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двшателя масло удержива­ется во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.

В соединении гильза — блок цилиндров по­лость охлаждения уплотнена резиновыми коль­цами круглого сечения. В верхней части уста­новлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части — два кольца в расточки блока цилиндров.

Привод агрегатов (рис. Схема установки шестерен привода агрегатов) осуществляется шестернями, имеющими прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы меха­низма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

Схема установки шестерен npuвода агрегатов

а) — на двигатели с ТНВД, укомплектованными муфтой опережения впрыскибания топлива

б) — на двигатели с ТНВД без муфты опережения впрыскивания топлива

Механизм газораспределения приводится в действие от ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок промежуточ­ных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом роликовом подшипнике, рас­положенном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров. Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода ТНВД увеличенной размерности. Поэтому вал привода ТНВД двигателей моделей 740.10 и 7403.10 не взаимозаменяем с валом привода двигателей моделей 740.11; 740.13 и 740.14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях, как показано на рис. Схема установки шестерен привода агрегатов.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней рас­пределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода пневмоком­прессора и насоса гидроусилителя руля.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока ци­линдров. Справа на картере размещен фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика есть расточки, в которые уста­навливаются пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.

Конструкция картера маховика выполнена под установку одноцилиндрового пневмо­компрессора. В картере маховика, в отличие от картера маховика, эксплуатируемого с двух­цилиндровым пневмокомпрессором, отсутствуют вставка картера маховика и боковой под­водящий масляный канал в пневмокомпрессор. Поэтому, установка на двигатель двухцилин­дрового пневмокомпрессора возможна только с обязательной заменой картера маховика.

По бокам картера маховика в средней части выполнены две бобышки с отверстиями диаметром 21,3 мм для слива масла из турбокомпрессора. Внизу в левой части картера име­ется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала. Со стороны заднего торца выполнена расточка под картер сцепления.

В левой части картера маховика выполнен прилив с фланцем и люком для установки коробки отбора мощности от двигателя. При отсутствии коробки отбора мощности люк за­крывается заглушкой, установленной на жидкую прокладку.

Номер двигателя Камаз-740

Оригинальный номер силового агрегата нанесен слева по ходу на поверхности блока спереди мотора. Также обозначение на выпущенных до 2007 года двигателях выбито около четвертого цилиндра.

Обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) практически ничем не отличается от предыдущих моделей. Также следует знать, что для 740 двигателя приставки евро 0, евро 2, евро 3 и евро 4 не вносят изменений в охлаждающую систему. Итак, что же необходимо делать для наилучшего обслуживания системы?

Самое первое действие, которое необходимо совершать каждый день, когда автомобиль эксплуатируется, это проверять герметичность всей системы (следить за следами от течи) и доливать антифриз до рекомендуемого уровня. Сама охлаждающая жидкость в летнее время может быть обыкновенной водой, а в зимнее время – качественным тосолом или антифризом. Для эксплуатации в суровых районах севера в систему охлаждения устанавливается подогрев.

устройство системы охлаждения камаз

К другим мероприятиям по обслуживанию, которые проводят планово, следует отнести:

  • проверку натяжения приводного ремня;
  • обслуживание водяного насоса (смазка подшипников плюс проверка и замена сальников);
  • проверку натяжного механизма приводного ремня;
  • полную опрессовку системы охлаждения;
  • проверку качества антифриза и его возможную замену;
  • промывку системы в случае сильного засорения.

Опрессовка

Система охлаждения (КАМАЗ 65115) должна обладать полной герметичностью. Визуальная проверка хороша, но может не показать места, которые вот-вот начнут пропускать. Для выявления таких слабых мест хорошо использовать манометр и насос для создания давления.

Для опрессовки достаточно подать на верхний вход радиатора давление насосом, запустить двигатель и смотреть за показанием манометра. Если всё хорошо и в системе нет пропусканий, стрелка прибора не изменит своего положения. В противном случае, когда стрелка начнёт опускаться, остаётся только найти проблемное место.

Ремонт и неисправности

Износ двигателя, обусловленный большим пробегом, неправильной эксплуатацией или отсутствием своевременного обслуживания дизеля приводит к ухудшению характеристик автомобиля, а позже и к невозможности работы двигателя. Двигателя КамАЗ 740 не являются исключением. Номинальный пробег моторов – 800 тысяч километров, поле чего требуется капитальный ремонт двигателя КамАЗ 740.

Симптомами поломки являются:

  • падение мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • повышенный расход масла;
  • высокая дымность выхлопа;
  • нестабильная работа на холостом ходу.

Чаще всего неисправности кроются в неправильной работе коленчатого вала. Также возможны перебои в работе систем коммуникаций, обычно связанные с их засорением.

В этом случае требуется капитальный ремонт. Не стоит доводить ситуацию до вызова эвакуатора.

Замена водяного насоса

Одной из распространенных неисправностей является вышедший з строя водяной насос двигателя. В этом случае зацикливается вал жидкости или в насосе возникает течь. Сам насос довольно дорогостоящий, поэтому имеет смысл попытаться восстановить устройство или отнести его в ремонт.

После установки нового или отремонтированного насоса обратите внимание, что отверстия в корпусе насоса должны быть открытыми. Верхнее отверстие служит для вентиляции, нижнее – для контроля герметичности системы.

Чистка форсунок

Еще одна причина падения мощности автомобиля – засоренные форсунки. Своевременная промывка детали позволит вернуть эксплуатационные характеристики машины. Автомобиль престанет «тянуть», что довольно критично для грузовика. Одной из распространенных причин неисправности являются забитые форсунки.

Чистка данной детали – довольно простая операция. Для начала нужно снять форсунки, после чего подключить их к источнику питания и впрыскивать в них жидкость из шприца. Лучше всего использовать специальную. Жидкость, а в случае ее отсутствия – жидкость для чистки карбюратора легковой машины.

Своевременное обслуживание и текущий ремонт двигателя позволит избежать более серьезных поломок и избежать неприятностей, связанных с неожиданной поломкой в дороге.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...