Трактор Т-150К: технические характеристики

Продолжение. Читайте начало вот тут.
Двигатель трактора Т-150К
Двигатель СМД-62, шестицилиндровый, четырехтактный, турбонадувной, дизельный, мощностью 165 л.с. (121,5 кВт), с частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин, специально был разработан для модели Т-150К. Цилиндры двигателя расположены в виде буквы V с углом развала 90°.
В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллект

Особенности конструкции

Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жёсткого типа, в составе которой – два мощных продольных швеллерных (коробчатых) лонжерона, поперечно соединённых передним и трёх промежуточными стальными брусьями – балок-поперечин, соединённых заклёпками. К раме через рессорный блок подвески прикрепляются 2 тележки движителя с гусеничной лентой из сорока шести звеньев каждая, ведущими звёздочками, направляющими катками с устройствами натяжения и амортизаторами, опорными и поддерживающими колесами.

Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также имеется возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Поэтому разворачивать тяжёлую машину можно практически на одном месте.

В колёсном варианте, Т-150К, рама состоит из двух частей, шарнирно соединённых, с возможностью поворотов в горизонтальной плоскости. На передней полураме – мотор, коробка переключения передач, кабина и бак для дизтоплива. На задней полураме – навесная система, которая предназначена для закрепления орудий. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. При этом задний можно отключать.

osobennosti-konstrukcii.jpg

На тракторе Т-150 двигатель располагается спереди. К задней части мотора жёстко прикреплены муфта сцепления и двухпоточная коробка передач, два выходных вала которой связаны карданными передачами с правой и левой коническими главными передачами, смонтированными в заднем мосту. Главные передачи соединяются с планетарными конечными передачами, на которых смонтированы звёздочки гусеничных цепей.

Поворот трактора можно осуществить двумя способами. Кинематический способ предполагает включение, с помощью гидроподжимных муфт, разных передач левого и правого бортов. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ведущими (активными) и весь вес трактора используется для создания силы тяги. Силовой способ заключается в уменьшении давления масла в гидроподжимной муфте отстающего борта. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется рулевым колесом. Наименьший радиус поворота обеспечивается включением тормоза нужного борта, после полного отключения гидроподжимной муфты.

osobennosti-konstrukcii-01.jpg

На коробку передач установлены кабина и бак для дизельного топлива, ёмкостью 315 литров. Коробкой передач включаются транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) производится гидравлическими муфтами – без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза – ленточные, с двумя затягиваемыми ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная раздельно-агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами; отдельная система для управления поворотом и переключением передач. Рулевое управление гидромеханическое.

Пневмооборудование: управление муфтой сцепления и тормозами прицепа.

Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением в 12 V. Напряжение стартера – 24V. Аккумуляторные батареи – 6СТ-190А3 (2 шт.)

Навесное устройство трактора гидравлическое, одноцилиндровое, с 2-х и 3-х точечной наладкой.

Совместимое снаряжение

R72_T150

ussr

Двигатели Т-150

Основным двигателем трактора Т-150, который, собственно, и был для него разработан изначально, является дизельный мотор СМД-60, производства Харьковского завода тракторных дизелей «Серп и молот». Это шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, оснащённый турбонаддувом. Его эксплуатационная мощность составляет 150 лошадиных сил. Пуск дизеля производится пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.

dvigateli-t-150.jpg

СМД-60.

Двигатели Т-150 отличаются следующими техническими характеристиками (в скобках – цифры для варианта ЯМЗ-236Д3):

  • Мощность – 150 л. с. (175).
  • При частоте вращения – 2000 об/мин (2100).
  • Рабочий объём – 9,15 литров (11,15).
  • Масса – 0,95 т (1,00).
  • Расход дизтоплива – 217 г/кВт.час (220).
dvigateli-t-150-01.jpg

ЯМЗ-236Д3.

Также гусеничные Т-150 оснащались дизелями модели ЯМЗ-236М2-59:

  • Мощность – 180 л.с.
  • Номинальная частота вращения – 2100 об./мин.
  • Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя – 245 г/кВтч (180 г/л.с.ч).
  • Максимальный крутящий момент – 667 Н.м, при 1250-1450 об/мин.

Для облегчения запуска двигателя трактора при низких температурах воздуха предусмотрено использование предпускового нагревателя ПЖБ-300.

Назначение трактора

  • перевозка грузов с помощью прицепов;
  • функция тягача;
  • вспашка почвы;
  • сбор урожая;
  • культивация;
  • боронование;
  • асфальтоукладочные работы;
  • лесозаготовительное производство;
  • освоение целины при использовании необходимых навесных орудий (плуг, фреза);
  • кошение травы;
  • заготовка сена, сбор сена.

Ходовая часть и подвеска

Гусеничный трактор Т-150 передвигается с помощью двух гусеничных цепей, каждая из которых размещена на двух подрессоренных балансирных каретках подвески и двух поддерживающих роликах. В движителе имеются цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, которые призваны снижать толчки от наездов на различные неровности и препятствия.

hodovaya-chast-i-podveska.jpg

Трактор оборудован пружинно-балансирной подвеской с четырьмя пружинно-балансирными каретками, каждая из которых оснащена двумя осями качания. Гусеницы имеют ширину 420 мм. Шаг звена – 170 мм.

Кабина Т-150

Кабина трактора Т-150 – двухместная, шумо-, пыле- и защищённая, а с 2013 года – ещё и оборудованная каркасом безопасности. Кабина оборудована обогревом, вентиляцией, стеклоочистителями, противосолнечным козырьком. Имеются зеркала заднего вида и устройство для обдува стёкол.

kabina-t-150.jpg

В кабине установлено два мягких сидения. Главное – подрессоренное; его можно регулировать по высоте. Кабина обрудована освещением, отопителем, термосом для воды, местом для санитарной аптечки и крючками для развешивания одежды.

Модельный ряд

Мощность трактора Т-150 пригодилась многим отраслям хозяйства и промышленности. В основном ХТЗ занимался производством колесной модели Т-150К. Гусеничная модель не нашла широкого применения в силу большой конкуренции от аналогичной техники со стороны ЧТЗ.

На базе колесного трактора Т-150К были разработаны следующие модели:

  • Т-155 используется в качестве легкого тягача
  • Т-157 предназначен для трелевки леса
  • Т-150КД является бульдозерным вариантом трактора
  • Т-154 была разработана специально для применения в качестве армейского тягача
  • Т 150К 09 на этой машине был установлен двигатель ЯМЗ с 175 л.с. и двухместная кабина.

Технические характеристики

Изделие Ед. изм. Т 150 Т 150К
Силовая энергоустановка СМД-60/ЯМЗ-236 СМД-62/ЯМЗ-236
Мощность при номинальных оборотах л. с. 150/180 165/180
Класс по тяге 3 -/-
Бак для горючего л 315 375
Масса трактора т 8,25 8,4
Габариты ДхШхВ м 5х1,96х2,87 6,13х2,46х3,18
База м 1,8 2,86
Колея гусениц/колес м 1,435 1,86
Расход горючего г/л. с. ч. 185 182
Давление на почву удельное кг/см2 0,46 3,42
Клиренс мм 300 400

Звезда мирового масштаба

Т-150К действительно получился трактором принципиально нового класса, не только по своим мощным техническим параметрам, но и по дизайну, и по уровню комфорта для водителя.

zen.yandex.ru

Герметичные комфортабельные кабины, подрессоренное сиденье тракториста, легкое и удобное рулевое управление, трансмиссии с переключением передач на ходу, устойчивые большегрузные шины – все это было отмечено не только отечественными, но и зарубежными специалистами, и Т-150К с успехом вышел на мировой рынок.

zen.yandex.ru

С 1973 по 1977 год трактор получил пять золотых наград на международных выставках! В 1979 году на испытаниях в США (международный тракторный полигон, штат Небраска) Т-150К развил тягу, которая почти равнялась его весу, и американцы тут же окрестили его трактором, который может сам себя поднять.

zen.yandex.ru

В 1980 году создатель революционного агрегата Харьковский тракторный завод получил международную премию «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. Благодаря мировому признанию Т-150К ХТЗ значительно увеличил экспорт. С 1976 по 1990 год в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки было поставлено 21 863 таких модели.

Комплектация

К Харьковскому трактору можно прицепить такие дополнительные механизмы:

  • Отвал от бульдозера. Очищает дороги от грязи, снега. Может выравнивать участки земли или щебня.
  • Плуг. Применяется при пахотных работах.
  • Прицепная машина. Помогает в перевозке грузов массой до 20 000 кг.
  • Автосцепка для железной дороги. Помогает работать рельсовому тягачу, сделанного на базе ХТЗ-150К.
  • Механизм для посева. Сеялка помогает совершать посевные работы.
  • Культиваторные механизмы.

Обязательно почитайте: Трактор К 744 Кировец

В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К

По сравнению со своим колёсным вариантом, Т-150 имеет очень низкую транспортную скорость и не может передвигаться по дорогам с твёрдым покрытием. Имеются реальные трудности при агрегатировании гусеничного трактора с тяжёлыми навесными орудиями – из-за его более короткой базы.

v-sravnenii-s-kolyosnym-variantom-traktorom-t-150k.jpg

Достоинствами гусеничного Т-150, по сравнению с колёсным вариантом, являются: снижение вредного воздействия на грунт (удельного давления в 2 раза, а буксования – в три раза); повышение тягового усилия примерно на 20-30 процентов; более высокая производительность тракторного агрегата; более низкий (на 10% меньший) расход дизтоплива.

Основные неисправности

Карданная передача наиболее уязвимый узел модели. При поломке любого составляющего элемента трансмиссии необходим ремонт коробки. Регулировку узлов, с которых сняты пломбы, должна осуществляться мастером-наладчиком. Предупреждает поломки плановая диагностика машины.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-150

В сети Интернет

  • Т-150 // Википедия
  • Малая модернизация КВ // Военно-исторический портал Warspot
  • Третий номер в линейке КВ // Военно-исторический портал Warspot
  • Тяжелый танк Т-150 – рукоVODство от LvL1 // YouTube: WoT Fan – развлечение и обучение от танкистов World of Tanks

Аналоги

Сравнимыми по техническим характеристикам моделями конкурентов являются: Алттрак А-130, ХТЗ 17221-09, ХТЗ 150К-09-25, ХТЗ 241К, ХТЗ 243К, ХТЗ 246К, ХТЗ 150К-09.172.01, МТЗ 1021.4, МТЗ 1021.5, МТЗ 1021.6.

Бульдозерная модификация

На базе гусеничного трактора Т-150 была разработана модификация Т-150Д с бульдозерным оборудованием. Этот гусеничный трактор в штатном порядке оснащался неповоротным бульдозерным отвалом 05-09-25-06, предназначенным для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных и дорожно-строительных работ. Ширина этого стандартного бульдозерного отвала трактора Т-150Д составляет 2520 мм, высота подъёма – 800 мм, глубина опускания – 400 мм.

buldozernaya-modifikaciya.jpg

Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки

Харьковский тракторный завод выпускает данную модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150К в разных климатических условиях. Полученная информация обобщалась для совершенствования конструкции и выработки рекомендаций по эффективному применению техники. В частности, было подготовлено руководстве по эксплуатации и ремонту.

Специалисты выделяют следующие периоды в применении трактора Т-150К и его модификаций:

  1. Обкатка машины и введение ее в эксплуатацию. Вновь приобретенный трактор надлежит правильно подготовить к первому запуску двигателя. Для этого необходимо произвести тщательный осмотр механизмов и агрегатов, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробки передач и в гидросистеме. Произвести заправку машины горючим: дизельным топливом по сезону и бензином. На этапе обкатки трактора не допускается полная нагрузка на силовой агрегат и механизмов. По завершении процесса осуществляется замена масла в двигателе и механизмах трансмиссии.
  2. В ходе эксплуатации трактора Т-150К необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя и обеспечить своевременное проведение регламентного обслуживания техники. При этом специалисты обращают особое внимание на состояние и работу дизеля марки СМД-62. К числу характерных неисправностей его можно отнести поломки агрегатов турбонаддува, закоксовывание маслосъемных колец по причине неправильного теплового режима и некоторые другие.
  3. Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов. Для уменьшения времени простоя техники, восстановление ее работоспособности следует доверять только квалифицированным и опытным мастерам. При необходимости замены деталей, следует приобретать только оригинальные запасные части и комплектующих.
  4. При длительном хранении трактора Т-150К выполняются мероприятия по консервации в соответствии с рекомендациями производителя. Это позволит сохранить машину в исправном состоянии в течение длительного времени. Особое внимании уделяется при этом системам двигателя, трансмиссии и электрооборудованию.

Опыт эксплуатации трактора Т-150К

В процессе длительной эксплуатации тракторов Т-150К были выявлены его сильные и слабые стороны. К числу достоинств можно отнести следующие достоинства:

  • Машина может применяться как на дорогах общего пользования благодаря колесному ходу и соответствия габаритно-массовых характеристик требованиям правил дорожного движения.
  • Многофункциональность. Трактор может быть использован для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных и других видов работ. Наличие значительного парка навесного и полунавесного оборудования,
  • Большой ресурс двигателя ЯМЗ, трансмиссии, ходовой части и других систем и механизмов.
  • Комфортные условия для работы механизатора и как следствие повышение производительности труда.
  • Высокая скорость и значительная грузоподъемность при выполнении транспортных операций.

Вместе с тем колесный трактор имеет и ряд особенностей, которые не могут быть устранены без полной переделки конструкции. Данные недостатки необходимо учитывать в процессе эксплуатации:

  • Повышение удельного давление на почву в сравнении с гусеничным вариантом и склонность к буксованию при выборе неправильного режима движения на бездорожье.
  • Падение тягового усилия на 25 – 35 % из-за особенностей колесного движителя.
  • Увеличение потребления горючего и некоторое снижение производительности.
  • Более высокая стоимость трактора из-за применения кабины со встроенным каркасом безопасности.

Описанные выше недостатки приведены в сравнении с гусеничным трактором Т-150, составляющим с колесной моделью единую серию. Данные особенности при правильной эксплуатации машин нивелируются и становятся практически незаметными.

Аналоги

Тракторов, обладающих подобными техническими характеристиками и конструкционными особенностями во времена изобретения и производства «Т-150К» практически не было. В наше же время, аналогами можно назвать:

  • Серию МТЗ-1021 – 4,5 и 6 модели.
  • Серию МТЗ-1025 – 2,3 и 4 модели.
  • А также «МТЗ-1222.3» и «МТЗ 1222.4».

Видео

Видео – с канала LandTech

Технические характеристики в цифрах

  • Тяговый класс – 3 тс.
  • Эксплуатационная масса – 8,25 тонн.
  • Габаритные размеры: длина – 4,325 м; ширина – 1,85 м; высота – 2,895 м.
  • База – 1,86 м; колея – 1,435 м.
  • Дорожный (агротехнический) просвет – 300 мм.
  • Наибольшая вперёд – 15,65 км/ч; назад – 7,80 км/ч.
  • Наименьшая скорость движения: вперёд – 4,30 км/ч; назад – 5,80 км/ч.
  • Вал отбора мощности – двухскоростной, с частотой вращения 1000 или 540 об/мин.
  • Ширина колеи – 1,45 м.
  • Ширина гусеницы – 420 мм.
  • Давление на почву удельное – 0,46 кг/см2 (у колёсного варианта – 3,42 кг/см2).
  • Грузоподъёмность навесного устройства – 3,5 тонны.
  • Ёмкость топливного бака – 315 литров горючего. Были также трактора с 430-литровыми топливными баками.
  • Заправочные параметры: масло двигателя – 19,8 л, рулевого управления – 33 л, коробки передач – 38 л, гидравлической системы – 50 л, ведущего моста – 34 л, редуктора ВОМ – 3,6 л, охлаждающей жидкости – 41 л.
  • Максимальная грузоподъёмность – 4200 кг.
  • Производительность насоса – 86 л./мин.
  • Количество свободных пар гидровыводов распределителя – 2.
  • Радиус поворота – 2,35 м.

Отзывы владельцев и области применения

Основным преимуществом использования гусеничного трактора Т-150 является предотвращение переуплотнения почвы, с сохранением плодородного слоя. Применение данного трактора позволяет выполнять сельскохозяйственные работы в тяжелых почвенно-климатических условиях, с высокими тяговыми характеристиками. Т-150 эффективно использовались (а некоторые и продолжают использоваться) на следующих работах: предпосевная и основная обработка почвы на значительных по площади земельных участках – пахота, культивация земель; посевные работы с привлечением производительных широкозахватных посевных комплексов; заготовка кормов и закладка силоса на хранение; уборочные работы в комплексе со специализированным оборудованием.

otzyvy-vladelcev-i-oblasti-primeneniya-01.jpg

Многофункциональность и высокую производительность работы трактора Т-150 обеспечивает возможность использования широкого спектра прицепного специализированного оборудования – более пятидесяти наименований, в общей сложности. Мощный мотор, достойная рабочая скорость движения, маятниковый механизм сцепки прицепного оборудования позволяют использовать машину для пахотных работ, буксировки сеялок, культиваторов, борон, опрыскивателей и т.д. Эффективна машина в формировании и наполнении силосных ям. Гусеничные трактора Т-150 и бульдозерная модификация Т-150Д применялись, и продолжают применяться, в дорожном и промышленном строительстве, в лесном хозяйстве, на мелиоративных, карьерных работах и на разработках полезных ископаемых.

В отзывах владельцы и механизаторы гусеничных тракторов Т-150 сугубо положительно оценивают данную технику, как исключительно надёжную, неприхотливую и выносливую. Т-150 редко ломается, он очень прост в обслуживании и ремонтопригоден: имеет несложный доступ к основным узлам; малое число точек смазки снижает время обслуживания и ремонта; запчасти и расходники стоят недорого.

otzyvy-vladelcev-i-oblasti-primeneniya.jpg

К недостаткам данной модели относят: высокий расход дизтоплива; короткую базу, не позволяющую обеспечить требуемые параметры буксировки широкозахватных плугов; необходимость прилагать значительные усилия при использовании рулевой колонки. Также, если земельные участки для обработки разбросаны, из-за чего приходится мотаться от одного к другому, то на гусеницах получается долгим, затратным по горючему и в целом неудобным процессом. А в наше время к указанным недостаткам нельзя не добавить ещё и очень высокую стоимость трактора.

Более современное воплощение гусеничного трактора от Харьковского завода – это ХТЗ-181. Он мощнее Т-150: оснащён восьмицилиндровым дизелем и относится к четвёртому, а не третьему, тяговому классу.

Видео

no-foto.jpgРоман Олин5 сентября, 2019

Опытный любитель грузовых автомобилей

Стоимость гусеничного трактора Т-150

Новый трактор Т-150-05-09-26 (с дизелем ЯМЗ-236М2-59 180 л.с.) сто́ит 4 420 000 рублей. После длительного простоя Харьковский тракторный завод возобновил работу в феврале 2017 года. Несмотря на то, что, по рапортам нового руководства и правительства Украины, ХТЗ выпустил за 2017-й 794 трактора и впервые «закрыл год» с прибылью, а не с убытком, по-прежнему ещё не распроданы складские остатки – трактора прошлых годов выпуска. Спрос как на классические модели, так и на современные харьковские трактора (модернизированные аналоги Т-150 и Т-150К) ограничен их высокой ценой.

stoimost-gusenichnogo-traktora-t-150-v-2018-godu.jpg

На вторичном рынке сельхозтехники подержанных гусеничных Т-150 представлено мало, в отличие от их колёсных «собратьев». За них просят от 200 000 до 1 100 000 рублей, в зависимости от года выпуска и технического состояния.

После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор устанавливался шестицилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения двигатель ЯМЗ-236Д3 – без турбонаддува, но с эксплуатационной мощностью 170 лошадиных сил. Его производитель – Ярославский моторный завод (АО «Автодизель»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...