Устройство и принцип действия компрессора МТЗ-80, МТЗ-82

Компрессор МТЗ-80 является важным элементом трактора, он преобразует энергию в воздух. Нюансы технического устройства компрессора. Особенности обслуживания.

Пневматическая система трактора

В рабочем состоянии система в автоматическом режиме поддерживает рабочее давление реагируя на установленный верхний предел значения или на падение давления в результате работы привода тормозов и отбора сжатого воздуха.

В состав системы входит:

  • Компрессор — узел, создающий давление воздуха
  • Воздушный балон-ресивер
  • Регулятор давления — узел, регулирующий давление в системе
  • Манометр — контрольно-измерительный прибор системы на панели управления
  • Тормозной кран — узел предназначен для управления подачей давления в рабочие пневмоцилиндры тормозов прицепного средства. Привод управления краном сблокирован с педалями управления тормозов трактора.
  • Разобщительный кран — узел для открытия и закрытия давления в соединительном пневмапроводе.
  • Пневматический переходник — устройство для привода тормозов транспортных прицепных средств с гидравлической тормозной системой.
  • Соединительная головка — муфта для соединения воздушных магистралей трактора и прицепа.
схема

Схема пневматической системы МТЗ 80

 Рабочее давление, созданное компрессором в пневмосистеме трактора Беларус, поддерживается автоматически регулятором в пределах 6,5-8 кгм/см² (6,7-7,3 в ранних версиях трактора). Срабатывания предохранительного клапана осуществляется при росте давления в пределах 8,5-10 кгм/см² (8,5-9 в ранних версиях). При исправной работе системы падение давления в течение получаса после остановки двигателя не должно превышать 2 кгм/см². При повышении значения падения пневмосистема подлежит проверке с последующим устранением неполадок.

Органы управления и приборы

>> Вернуться к содержанию

Архив объявлений

Смотрите все объявления в архиве

Принцип действия устройства

Компрессор работает по следующему принципу:

  1. Работающий двигатель передаёт крутящий момент на коленвал компрессора.
  2. Поршень поднимается до достижения ВМТ (верхней мертвой точки) и сжимает воздух, пока не откроется нагнетающий клапан.
  3. Из всасывающего коллектора мотора поступает воздух, пока давление не достигнет 7,4 кгс на кв. см.
  4. Регулятор прекращает подачу, пока давление не упадет до 6,6 кгс/кв. см.
  5. По достижении это показателя регулятор снова срабатывает, клапан открывается и цикл повторяется. Давление в пневмосистеме трактора поддерживается на необходимом уровне.

 Устройство и работа компрессора

Поршневой одноцилиндровый узел установлен с левой стороны походу трактора на корпусе распределительных шестерён дизеля. Привод компрессор получает от шестерни топливного насоса высокого давления при передаче вращения через промежуточную шестерню на ведомую шестерню, зубцы которой выполнены за одно целое с коленвалом узла.

компрессор

устройство узла

Включение привода осуществляется в непосредственном месте размещения узла рукояткой, вводящей в зацепление промежуточную шестерню с шестернёй ТНВД. Поворот рукоятки в крайнее правое положение соответствует включённому приводу, левое — выключенному. Включение осуществляют при неработающем дизеле или в крайних случаях на минимальных оборотах.

 Узел представляет собой одноцилиндровый поршневой механизм, коленчатый вал которого размещён в отдельном чугунном картере. Вал своими краями опирается на шарикоподшипники, установленные в стенках корпуса. К боковой крышке картера вместе опоры оси вращения коленвала подведён маслопровод от системы смазки дизеля. Через данную магистраль смазка поступает по каналу коленвала узла к трущемся поверхностям вкладышей шатунной шейки кривошипа и далее разбрызгиванием ко всем деталям поршневой группы и механизмам привода, после стекает из картера вниз в корпус распределительных шестерён дизеля.

 Цилиндр в виде отливки с теплоотводными рёбрами для охлаждения в сборе с головкой крепится к картеру четырьмя шпильками через прокладку. В головке цилиндра размещён клапанный механизм состоящий из пластинчатых впускного и нагнетательного клапанов. Пружинный принцип конструкции обеспечивает открытие нагнетательного клапана в такте сжатия движения поршня, увеличивая потенциал давления воздуха в системе, и открытие впускного клапана под действием разрежения при движении поршня в нижнее положение.

 Технические характеристики

Компрессором с каталожным номером А 29.01.000 укомплектовываются трактора с двигателем Д-240, Д-243, Д-245.

  • Тип — одноцилиндровый
  • Охлаждение — воздушное
  • Диаметр цилиндр -72 мм
  • Рабочий объём — 155 см³
  • Ход поршня — 38 мм
  • Производительность — 115 л/ мин.
  • Частота вращения номинальная — 1350 об/мин.
  • Частота вращения максимальная — 1550 об/мин.
  • Вес узла — 9,5 кг

Демонтаж компрессора

Порядок демонтажа:

  1. Отсоединить всасывающий и нагнетательный шланги и маслопровод компрессора МТЗ.
  2. Открутить три гайки и болт крепления.
  3. Если необходимо осмотреть клапаны, открутить штуцер и пробку, далее извлечь корпус и пружину клапана.

Особые инструменты для демонтажа не требуются, достаточно обычного комплекта, куда входят отвертки, гаечные ключи разных размеров и плоскогубцы.

Чертеж компрессора

Схема компрессора

Принцип действия смазочного комплекса

Принцип функционирования прост и эффективен одновременно – насос всасывает масло из маслосборника и нагнетает его в центрифугу, откуда оно поступает в блок-картерную магистраль к подшипникам распред- и коленвала и продолжает свой путь к подшипникам шатунным, продвигаясь от шейки распредвала к оси коромысел, а затем и их втулкам, после чего, посредством особых каналов заполняет сферические поверхности в штангах толкателей.

Встроенный предохранительный клапан отвечает за регулировку давления, которое на входе в фильтр не должно превышать 0,7 МПа. За счёт клапана-термостата холодное масло минуя радиатор поступает в магистраль, что ускоряет процесс прогрева не только масла, но и двигателя. Клапан сливного типа ограничивает действующее в главной магистрали рабочее давление. Общий же контроль давления масла в системе осуществляется посредством манометра.

Обслуживание и ремонт компрессора

 С периодичностью в 1000 моточасов работы проверяют надёжность соединений деталей компрессора, герметичность работы клапанов и соединений пневмоаппаратуры в системе. Для обеспечения исправной работы клапанного механизма снимают головку цилиндра и очищают от нагара поверхность поршня, головки, клапанов и воздушных каналов. При использовании компрессора по истечении 2000 моточасов работы трактора, через одно ТО 3, производят демонтаж узла для полной ревизии механизма и ремонта в мастерской.

Нарушения в работе узла характеризуются снижением производительности с сопровождением выбрасывания масла в ресивер. При этом увеличивается время для создания рабочего значения давление в системе. Основными причинами является общий износ цилиндропоршневой группы и нарушение плотности закрытия клапанов в головке цилиндра узла. Стук и шумы в работе механизма свидетельствует о увеличенных зазорах в сочленениях деталей. В этой ситуации рекомендуется незамедлительно отключить привод компрессора и произвести срочный ремонт во избежание аварийной поломки. Также причинами полного отказа в работе, может быть, поломка привода или механизма его включения.

 Осуществляя регламентный ремонт, а также при проведении дифектовки деталей компрессора учитывают следующие сборочные параметры:

  • Размер диаметра цилиндра 72,02 мм
  • Диаметр юбки поршня 71,87 мм
  • Зазор замка компрессионного кольца при установленном поршне в цилиндре не должен превышать 1,21 мм
  • Торцевой зазор в канавке между поршнем и кольцом не больше 0,41 мм
  • При установке головки цилиндра, гайки на шпильках крепления затягивают в два этапа динамометрическим ключом с усилием от 12 до 17 Нм.

 Кроме выше перечисленных параметров обращают внимание на износ опорных подшипников коленчатого вала, на выработку посадочных мест оси и втулки промежуточной шестерни, износ деталей механизма включения, а также состояние зубьев шестерён привода.

Для успешного проведения ремонта узла в продаже существуют ремонтные комплекты деталей в максимальный состав которых входит:

  • набор прокладок
  • комплект клапанов с сёдлами и пружинами к ним
  • вкладыши подшипника скольжения нижней головки шатуна
  • втулка верхней головки шатуна
  • поршень и комплект колец
  • опорные подшипники колен вала
  • шатун и соединительный поршневой палец
  • комплект уплотнительных резиновых колец для осей привода и включения
детали компрессора

Ремкомплект компрессора МТЗ 80

Сугубо исправная работа компрессора и его высокая производительность не даёт гарантий эффективной работы пневматической системы. Любая неплотность в соединениях воздушных трубопроводов, стравливание давления в результате нарушения регулировки оборудования, засорения, нарушения уплотнений в конструкции узлов снижает давление и эффективность работы системы.

Для предупреждения засорения через каждые 500 часов работы промывают фильтр в регуляторе давления системы. Одновременно с обслуживанием узла, при проведении ТО 2, проверяют давление срабатывания регулятора и предохранительного клапана. Ежесменный слив конденсата из ресивера исключит скопление и замерзание жидкости в узлах и трубопроводах провоцирующих отказы в работе системы.

Компрессор (для трактора МТЗ-82)

Компрессор (для трактора МТЗ-82)

0: Компрессор (1-19, 25-43, 45, 46, 48-53, 60, 62-69)(Код: А29.05.000-А) 33: Шатун (Код: А29.05.171)
0: Шатун (33, 51-53) (Код: А29.05.170) 34: Шарикоподшипник 207 ГОСТ 8338-75
0: Комплект колец (25-29) (Код: А29.01.180) 35: Вал коленчатый (Код: А29.01.004)
0: Шестерня (49, 50) (Код: А29.01.200-А) 36: Пружина (Код: А29.01.013)
0: Валик управления (62-64) (Код: А29.01.250-А) 37: Уплотнитель (Код: А29.01.019)
1: Картер (Код: А29.01.001) 38: Прокладка (Код: А29.01.009)
2: Прокладка (Код: А29.01.006) 39: Крышка (Код: А29.01.003)
3: Цилиндр (Код: А29.05.006) 40: Шпилька М8 3р/6gх1 8.66.01 9 ГОСТ 22034-76
4: Прокладка нижняя (Код: А29.05.002) 41: Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
5: Прокладка верхняя (Код: А29.05.003) 42: Гайка М8-6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
6: Штифт 2,5×1 2 ГОСТ 31 28-70 (Код: 2,5х1) 43: Болт штуцера (Код: 240-3509233)
7: Клапан нагнетательный (Код: А29.05.042) 44: Маслопровод (Код: 240-3509150)
8: Ограничитель (Код: А29.05.043) 45: Кольцо 014-01 8-25-2-1 ГОСТ 9833-73 (Код: 014-018-25-2-1)
9: Прокладка головки (Код: А29.05.004) 46: Штуцер (Код: 240-3509232)
10: Шайба 6Т ОСТ 37.001.115-75 (Код: Шайба 6Т) 47: Штифт 4×28 ГОСТ 3128-70 (Код: 4х28)
11: Болт М6-6дх1 0.88.35.01 9 ГОСТ 7798-70 48: Ось (Код: А29.01.301)
12: Головка цилиндра (Код: А29.05.005) 49: Втулка (Код: А29.01.202-А)
13: Пробка (Код: А29.01.021) 50: Шестерня (Код: А29.01.201-А)
14: Штуцер (Код: А29.01.059) 51: Крышка шатуна (Код: А29.05.172)
15: Гайка М8х1-6Н.8.45.056 52: Болт М8-6gх35.109.40х.05
16: Шайба С8.01.08кп.019 ГОСТ 11371-78 53: Шайба (Код: А29.05.173)
17: Шпилька (Код: А29.01.023) 54: Болт М6-6gх16.88. 35.019 ГОСТ 7798-70
18: Плита (Код: А29.05.041) 55: Скоба (Код: 240-3509159)
19: Клапан всасывающий (Код: А29.05.001) 56: Хомут (Код: 240-3509158)
20: Болт М10-6дх45.88.35.019 ГОСТ 7796-70 57: Гайка М6-6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
21: Прокладка (Код: 36-1104788-01) 58: Гайка М10-6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
22: Рукав-деталь (Код: 18-29-210-1,3(13)) 59: Шайба 10ОТ ОСТ 37.001.115-75 (Код: Шайба 10 ОТ)
23: Хомут «Норма» (Код: 20-32(ХС-26-19)) 60: Шпилька М10 3р/6gх28.66.019 ГОСТ 22034-76
24: Штуцер (Код: 265-3509030) 61: Прокладка (Код: 240-3509037-А)
25: Кольцо компрессионное (Код: А27.02.03.007) 62: Палец (Код: А29.01.253)
26: Кольцо компрессионное (Код: А27.02.03.008) 63: Валик (Код: А29.01.251-А)
27: Сегмент (Код: А27.12.40.509) 64: Рычаг (Код: А29.01.252-А)
28: Расширитель (Код: А27.12.40.510) 65: Кольцо 020-025-30-2-1 ГОСТ 9833-73 (Код: 020-025-30-2-1)
29: Расширитель (Код: А27.12.40.511) 66: Шарик 8,0-100 ГОСТ 3722-81
30: Поршень (Код: А29.05.101) 67: Пружина 310 (Код: 50-4604027-Б)
31: Палец (Код: А29.05.103) 68: Болт М10-6gх20. 88.35.01 9 ГОСТ 7796-70
32: Кольцо стопорное (Код: А29.05.102) 69: Прокладка (Код: А29.01.017)

Компрессор и установка компрессора — МТЗ-80:

А29.01.000 А29.01.050 А29.01.100 А29.01.150 А29.01.180 А29.01.200-А 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 14 15 15 15 16 16 16 17 18 19 20 21 22 23 23 24 25 26 26 27 27 28 29 30 31 32 33 33 34 34 35 35 36 36 37 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 65 66 67 68 69

Перечень комплектующих от Компрессор и установка компрессора на МТЗ-80

Схемы запчастей предназначены для справочных целей! Мы продаем не все запчасти от Компрессор и установка компрессора на МТЗ-80, представленные в этом списке. Если в правой колонке есть ссылка «Показать цены» — эти запчасти от «Компрессор и установка компрессора» есть в продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара. Если в правой колонке нет ссылки «Показать стоимость» — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Код детали Наименование Количество на модель, шт. Показать все цены
2 240-3509037-А Прокладка 1 Показать цены

4936-1104787Болт1Показать цены

Розничная

72 руб./шт

Опт-1

69 руб./шт

Опт-2

66 руб./шт

— +

50240-3509150Маслопровод1Показать цены

Розничная

424 руб./шт

Опт-1

404 руб./шт

Опт-2

390 руб./шт

— +

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Кабина и интерьер агрегата

Трактор Беларусь МТЗ-80 оборудован просторной кабиной. Она крепится к силовой раме посредством резиновых амортизаторов, которые эффективно подавляют шум от работающей трансмиссии и мотора трактора. Удобное водительское сиденье можно регулировать по высоте.

Внутренние поверхности кабины агрегата МТЗ-80 отделаны термо- и шумопоглощающим материалом. На полу находятся резиновые коврики, предотвращающие соскальзывание ног водителя с педалей. Интерьер кабины трактора наглядно продемонстрируют фото.

Устройство навесного инвентаря

Трактор оснащен трехточечной конструкцией задней навески, изготовленной по классической схеме. Устройство состоит из 1 центральной, двух продольных тяг, раскосов и силового цилиндра, поднимающего и опускающего навесное оборудование.

Устройство навесного инвентаря
Для управления инвентарем машина оборудуется раздельно-агрегатным гидравлическим устройством, которое состоит из таких деталей:

  • Масляного насоса шестеренчатого типа;
  • Привода от мотора;
  • Гидрораспределителя с тремя секциями;
  • 2 или 3 цилиндров.

МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:

  • Кун;
  • Картофелекопалку;
  • Плуг;
  • Борону;
  • Окучник;
  • Косарку;
  • Лопату для уборки снега и многое другое.

При необходимости трактор можно оснащать прицепом. Конструкция машины позволяет подключать генератор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...