Велосипедная цепь

Как правильно подобрать велосипедную цепь. Устройство и маркировка велоцепи.

Устройство велосипедной цепи и ее типы

Цепь состоит из звеньев. Каждое звено состоит из двух полузвеньев: внутреннего и внешнего. Полузвенья еще называют «шагом цепи» и скрепляются между собой специальным элементом – пином, на который одевается ролик. За ролик цепляется зубья звездочек.

Все велоцепи, кроме халфлинк (Half-Link), состоят из двух видов звеньев: внутренних и внешних.

У всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. Часто полузвено называют просто “звеном

Это связано с одинаковым шагом зубьев на всех звездочках. Удалять или добавлять можно только по целому звену, т.е. длины велоцепей кратны дюйму. 

Это не касается только халфлинк (Half-Link) цепей. У них можно менять по одному звену, длина которого 1/2″ (12,7 мм.), что позволяет более точно подбирать размер цепи. Но об этом мы поговорим ниже.

Ширины у цепей разные и зависят от её типа и количества звезд в кассете. Ширина велоцепи измеряется между пластинами внутреннего звена.

 Устройство велосипедной цепи

Устройство цепи велосипеда

В настоящее время на велосипедах используются роликовые однорядные цепи с длиной шага 12,7 мм или 1/2 дюйма. Ранние велосипеды имели только одну передачу и две звезды: ведущую и ведомую. На современных велосипедах применяют две или три передние звезды и от четырёх до одиннадцати задних. Количество передач напрямую влияет на ширину звеньев цепи: чем их больше, тем тоньше цепь.

Ширина цепи велосипеда, в зависимости от количества ведомых звёзд в кассете:

Кассета                                   Цепь (ширина).
(количество звёзд)

1                                                 8,7 — 11,0 мм
4 — 5                                          8,7 мм
6                                                7,8 мм
7                                                7,3 мм
8                                                7,05 — 7,1 мм
9                                                6,6 мм
10                                             5,85 — 6,2 мм
11                                              5,5 мм

Производители велосипедных цепей

Наиболее качественные велосипедные цепи выпускают такие производители как: Campagnolo, SRAM, KMC и Shimano. Близкими по качеству к ним являются: Wippermann, Mavic, Rohloff и SunRace. Также существует множество других малоизвестных производителей. Цепи компаний SRAM, KMC и Shimano могут быть взаимозаменяемыми, если они рассчитаны на одинаковое количество звёзд в кассете. Сами производители считают, что их цепи совместимы только с их компонентами, но те, кто собирает велосипеды устанавливают цепи в различных вариациях.

Маркировки цепей наиболее известных производителей

Цепи KMC.

Для 1 передачи — X1, K9xx, K7xx, Z6xx, Z5xx, Z1xx.
Для 7 — 8 передач — X8-99, X8-93, Z92 RB, Z72, Z51 RB, Z51, Z50.
Для 9 передач — X9 L, X9 SL, Z99 RB, X9-73, X9-93.
Для 10 передач — X10SL, X10L, X10-93.
Для 11 передач — X11 L, X11 SL.

Цепи Shimano.

Для 5 — 7 передач — CN-UG50, CN-UG30.
Для 7 — 8 передач — CN-HG91, CN-IG90, CN-IG70, CN-IG51, CN-IG31, CN-HG71, CN-HG40, CN-HG50
Для 9 передач — CN-7701, CN-HG53, CN-HG73, CN-HG93.
Для 10 передач — CN-5600, CN-7800/7900, CN-6600/6700/6701.

Цепи SRAM.

Для 5 — 8 передач — PC-890, PC-870, PC-850, PC-830.
Для 9 передач — PC-951, PC-971, PC-991, PC-991, PC-991 Cross step, Hollow pin.
Для 10 передач — PC-1031/1030, PC-1051/1050, PC-1071/1070, PC-1091/1090, PC-1091R.Цепи компании Campagnolo. Количество передач, с которыми используются цепи Campagnolo, указано в понятном виде.

Цепи для велосипедов, имеющих много скоростей как правило не отличаются в зависимости от вида велосипеда. На шоссейных, горных или гибридных велосипедах применяют одинаковые цепи. Различается только срок службы цепи. Например на горном велосипеде в отличии от шоссейного цепь изнашивается намного быстрее, главным образом из за загрязнённости и намного больших нагрузок.

Также читать на эту тему:

Износ цепи велосипеда. После тормозных колодок, цепь наиболее изнашиваемая часть велосипеда. При долговременном использовании, происходит растяжка цепи из за появления люфта между отверстиями в пластинах и пинами, куда они запрессованы…

Уход за цепью велосипеда. Новая цепь обрабатывается пластичной смазкой. Это делают для консервации цепи при её хранении. Такая смазка прослужит до первой чистки цепи. Вымывать её нет необходимости, так как она хорошо работает и выполняет свои функции намного дольше, чем жидкие смазки…

Типы привода на колесо велосипеда. Велосипед с вальным приводом – для передачи крутящего момента от узла каретки к колесу применяют вал, вместо цепи. Такую передачу часто называют карданной, хотя как правило в ней нет карданного узла, потому что в нём нет необходимости, а используется прямой вал с конической передачей…

Схема профилактической смазки велосипеда. ак как велосипед имеет движущиеся и соприкасающиеся между собой механизмы, то их необходимо регулярно смазывать. Это продлит срок их эксплуатации и увеличит безопасность езды. Рассмотрим схему профилактической смазки велосипеда – это точки велосипеда, которые…

Периодичность технического обслуживания велосипеда. Это зависит от стиля езды, условий эксплуатации и личного отношения байкера к своему велосипеду износ основных компонентов может быть различным. Но если не учитывать крайности, то у каждого из компонентов существует определённый период службы. Примерный график периодичности обслуживания…

Конструкция традиционных велоцепей

Две внутренние пластины в традиционной вело цепи между собой соединены стаканом (втулкой) — он подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана.

Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан — его внешняя часть также не видна, ее закрывает ролик. Заклепки, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.

Цепи без стаканов

В таких вело цепях внутренние пластины не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи. Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем традиционная велоцепь. Возможно из-за этого переключение также происходит легче. Из-за того, что «стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше — между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.

Места смазки

Я считаю, что основной причиной увеличенного ресурса цепей без стаканов является лучшая смазка цепи в ее уязвимых местах.

Есть три точки, где должна находится смазка. Первая и самая важная точка — это место, где заклепки трутся о внутренние пластины, в то время, когда звенья цепи поворачиваются относительно друг друга. Вторая — это внутренняя поверхность ролика, смазка в этом месте обеспечивает свободное вращение ролика при попадании его на зубья и во время схода с них.

Когда ролик не вращается, то он скользит по зубьям и вызывает увеличенный износ звезд. Третья точка — это место соприкосновения внешних и внутренних пластин, хотя место их контакта намного меньше нагружено, чем другие места.

В традиционных вело цепях, чтобы масло попало на заклепку, ему необходимо пройти внутрь стакана между пластинами — внутренней и внешней. Если использовать спрей, то масло внутрь звена проникает с двух сторон одновременно. Воздух, оставшийся внутри стакана может закупорить вход для дальнейшей смазки. К тому же в открытое пространство между внутренней и наружной пластинами попадает дорожная пыль и сильно загрязняет цепь. Поэтому, если все же масло попадает внутрь стакана, то уже загрязненным.

В цепи без стаканов смазка попадает по другому. Когда масло попадает на ролик, то просачивается внутрь с двух сторон и вытесняет воздух через зазор между двумя половинами стакана. Капнув масло на такой цепи только на ролик, оно попадает и на внутреннюю поверхность ролика и на заклепку, а по ней к зазоры между пластинами. Так как боковые пластины смазываться изнутри, то поток смазки вымывает грязь наружу. Ролики цепи очищаются сами, при при контакте с зубьями звезд.

max_g480_c12_r16x9_pd10

Шелдон Браун

Еще почитать на эту тему:

Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что…

Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…

Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…

Блочная цепь велосипеда. В конце 70-х годов блочные цепи окончательно исчезли из продажи. Их заменили современные цепи шагом 1/2 дюйма и шириной 3/32 дюйма, которые использовались с переключателями скоростей. Но, трековые велосипедисты все равно предпочитали использовать более широкие цепи…

Замки велосипедной цепи

Цепи разных производителей отличаются типом соединения. Есть цепи с соединительным звеном, а есть без него. Например, велоцепи таких производителей как Shimano и Campagnolo идут без соединительного звена. SRAM и KMC наоборот, производят цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink). С их помощью её гораздо проще устанавливать и снимать с велосипеда.

Если на Вашем велосипеде установлена цепь без такого замка, то сейчас в магазинах можно купить отдельно замки и использовать их у себя. Только выбирайте замок, подходящий по ширине именно для Вашей цепи.

Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без специального устройства, называемым выжимкой цепи. 

 Замки для велосипедных цепей

 Из каких материалов изготавливают велосипедные цепи

Характеристики цепи, такие как долговечность, вес, прочность, коррозийная стойкость зависят от:

  • материала, из которого она изготовлена,
  • поверхностной термической и химической обработки,
  • от наличия специального напыления или покрытия.

Изготавливают все цепи из различных марок сталей.

Визуально и ориентировочно о качестве цепи можно судить по ее цвету. Цепи относительно низкого качества имеют желтоватый отлив. Если боковые пластины черного цвета, то это черненый и вороненный металл, что уже лучше, но, в общем, то же низкое качество. Цепи среднего уровня белые и блестящие – это никелированные цепи. Самые высококачественные имеют матовый серый цвет.

6 Методы контроля и испытаний

     6.1 Испытание на растяжение

     6.1.1 Растягивающая нагрузка, не менее чем минимальная разрушающая нагрузка, приведенная в таблице 1, должна плавно прикладываться к концам отрезков цепи, имеющих, по крайней мере, пять свободных шагов между центрами захватов, которые должны обеспечивать свободное перемещение цепи в обе стороны от осевой линии в нормальной плоскости.
     
     Следует учитывать, что повреждение цепи происходит прежде всего там, где возрастающее удлинение уже не сопровождается увеличением нагрузки, т.е. в точке, соответствующей вершине на диаграмме нагрузка – деформация растяжения.
     
     Испытания, при которых повреждение происходит рядом с захватами, не принимаются во внимание.
     

     6.1.2 Испытания на растяжение следует рассматривать, как испытания с разрушением образца, а испытанные образцы должны быть выбракованы.
     

     6.2 Контроль пробной нагрузкой

Все цепи должны быть подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, равную одной трети минимальной разрушающей нагрузки, приведенной в таблице 1.
     

     6.3 Контроль точности длины цепи

    Длину готовых цепей следует измерять после того, как они были подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, но перед смазкой или после обезжиривания.
     
     Стандартная длина для измерения должна быть не менее 610 мм и должна заканчиваться внутренним звеном с каждого конца.
     
     Цепь должна поддерживаться по всей длине и к ней должна быть приложена нагрузка измерения, указанная в таблице 1.
     
     Измеренная длина должна быть номинальной +0,15%.
     

     6.4 Контроль скручивания

     6.4.1 Визуальное обнаружение скручивания
     
     Для визуального обнаружения скручивания необходимо подвесить цепь за один конец и осмотреть центровку звеньев.
     
     Этот визуальный контроль позволяет обнаружить местонахождение дефектов (6.4.2) и дать оценку возможного скручивания цепи.
     

     6.4.2 Метод измерения скручивания прибором
     

     6.4.2.1 Прибор для измерения скручивания, показанный на рисунке 2, должен отвечать требованиям по геометрическим параметрам рисунка 3. 

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка цепи содержит все данные о ее геометрических параметрах.

Обычно она содержит 2-3 строки.

Например:

   1/2″ x 3/32″ – 116 links

   Pin length  7,3 mm

Что означают цифры в маркировке цепи:

  1. 1/2″ – Шаг цепи. Полдюйма 12,7 мм. Как уже говорилось выше, он одинаков у всех велоцепей.
  2. 3/32” – Внутренняя ширина. Это расстояние между пластинами внутреннего звена. Оно напрямую связан с толщиной звезд системы и кассеты. Естественно, что если звезды широкие, то тонкая цепь на них не сядет.

    Обычно эти размеры следующие:

    1/8″ (3,18 мм) – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов (односкоростные байки), Freestyle, BMX и байков с планетарной втулкой. Например: «Тяжмаш», «Ditton».

    3/16″ (4,76 мм) – более старый стандарт цепей для односкоростных велосипедов

    3/32″ (2,38 мм) – для кассет с 6, 7, 8-ю звездами. 6, 7, 8, 18, 21, 24 скорости.  

    11/128″ (2,18 мм)– для кассет с 9, 10 звездами.

  3. 116 Links – количество звеньев в цепи. О длине цепи более подробно рассказано в статье «Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи»
  4. Pin length 7,3 mm. Это наружная ширина цепи или длина пина. Он связан с расстояниями между звездами кассеты и системы. Если цепь шире, чем это расстояние, то соседняя звезда большего диаметра будет мешать цепи встать на место при переключении передач.

Есть еще такой параметр как «Предел прочности на разрыв». Например, 820 кгс. Это значит, что для разрыва цепи, нужно приложить силу, эквивалентную 820 кг.

Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться соответствующими таблицами здесь. 

Если на цепи или замке нанесена надпись 8S, 9S, 10S, 11S – значит эта цепь рассчитна на 8, 9, 10 или 11 скоростей.

Замок для многоскоростной велосипедной цепи

Измерение допустимого удлинения многоскоростной велоцепи

В многоскоростных байках допустимое расстояние удлинения ограничивается 1% от общей длины.

Цепи измеряются участком с 24 звеньями, что соответствует 1 футу по международным стандартам и 304.8 мм по метрической системе мер.

Проверять степень удлинения можно обычной линейкой, специальным калибром и штангенциркулем.

Для определения степени изношенности взять длинную линейку, натянуть цепь и измерить от расстояния любой оси до точки 24-ой оси после неё.

Если длина велоцепи составляет 304.8-306.4 мм – то допустимое удлинение между осями – 0.52%~ 1.6/1.8; при длине 396.4-397.9 мм – допуск – 0.52-1.02% общей длины (~2.0 мм).

Трансмиссия многоскоростной системы функционирует при предельном удлинении до 1%, дальнейший износ увеличивает расстояние между осями и систематически изнашивает все детали механизма передач.

Второй вариант проверки изношенности с применением специальных калибров: индикатор износа цепи велосипеда указывает степень допустимого удлинения в процентных соотношениях от 0; 0.5 до 0.75 и 1.

Для измерения изношенности стороны калибра вставляются в полые оси:

  • Шаблонные скобы 0.5-0.75 не входят в полость между звеньями – велоцепь новая и не требует замены.
  • Шаблон скоб 0.5-0.75 спокойно входит в полый промежуток – сильный износ, требуется срочно менять велоцепь.
  • Скобы от 0.75 до 1 полностью входят между роликами – сильная изношенность деталей. В таком случае меняется велоцепь и передние звезды трансмиссии.

На штангенциркуле устанавливается положение 119 мм, измерительные концы вставляются между роликами и раздвигаются до упора.

По результату определяется степень износа (мм):

  • 119,7 до 120,6 – стандартный промежуток новой велоцепи;
  • 120,6 до 120,9 – срочная смена велоцепи;
  • Более 120,9 – срочная смена велоцепи и кассеты.

yandex.ru

Как классифицируют пильные цепки

Качество и скорость распила зависит от вида пильной цепи, расположения и общего числа составляющих её звеньев. Производители выпускают чипперные и чизельные изделия, различающиеся формой режущего зубца.

Цепи первого типа устанавливают на профессиональные и бытовые мотопилы. Название она получила по форме режущего элемента. Слово chipper в переводе с английского языка означает «рубящий в щепу». Действительно, серпообразные резцы, закруглённые сверху, позволяют пилить с большой скоростью. Однако такие цепи менее эффективны в работе, поскольку у них увеличена площадь контакта режущей кромки с древесиной. Их удобно затачивать, так как не требуется соблюдать чёткий угол.

Чизельные изделия (chisel в переводе означает «долото) чаще устанавливают на профессиональное оборудование. Более острый угол атаки рабочего зуба позволяет агрессивней врезаться в древесину, что увеличивает производительность пилы, но снижает скорость реза. При их заточке необходимо чётко выводить правильный угол.

Пильные детали для бензопил также классифицируют по назначению. Для спила деревьев и раскряжёвки стволов применяют поперечную цепку, угол заточки режущей кромки которой составляет от 5 до 15 ̊. Для распила вдоль волокон нужны продольные цепи, которые надо затачивать под углом от 25 до 30 ̊. Чем твёрже дерево, тем острее его затачивают напильником или станком.

Понятие шага

Шаг — половина расстояния между соседними хвостовиками или между тремя соседними заклепками.

Существует несколько размеров, 1/4 дюйма — самый маленький, 3/4 дюйма — самый большой и 3/8 и 0,325 — дюймовый, самые популярные.

Шаг — параметр, который имеется не только у гарнитуры, но и у звездочек шины и бензопилы.

Важно! Все три элемента, цепь, звездочка и шина, должны иметь одинаковый параметр шага, в противном случае установка и правильная работа невозможна.

Типы цепей

Существуют следующие велоцепи:

  • роликовые;
  • зубчатые;
  • втулочные.

Первый тип предусматривает внутри звеньев небольшие ролики. Этот вид считается самым износоустойчивым, но редко используется, поскольку его производство связано с большими материальными затратами.

Зубчатый тип пришел из промышленного производства и используется в тестовых образцах байков.

Большая часть изделий на рынке втулочного вида. В данной конструкции через звено проходит прямая втулка, которая последовательно соединяет элементы.

yandex.ru

Цепь со втулкой

По способу соединений различают следующие виды:

  • обычные;
  • халфлинк (half link), или полузвенья.

Первый метод предусматривает крепление через один элемент. Он является оптимальным для обычного вождения велосипеда. Второй вид представляет собой последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Данный вид легче ремонтировать, он лучше переносит нагрузки. Недостатком является быстрый износ из-за удлинения.

Для каждого вида производители создают специальные размыкающиеся звенья, или замки, благодаря которым можно снять изделие с велосипеда. Сколько звеньев цепи в данном образце предусмотрено, точно сказать невозможно. Каждый изготовитель старается делать что-то прогрессивное, поэтому не существует единого стандарта.

yandex.ru

Роликовый тип

Данный элемент велосипеда также классифицируют по длине и ширине звеньев. Последний параметр определяет, на велосипеде со сколькими скоростями будет использоваться изделие. Если на байке 7-8 передач, то используется широкая, которая считается стандартной. На 9-скоростном применяют более узкие изделия, часто их изготавливают под определенные модели. На модели с 10 и более передачами ставят узкие цепи, которые используются только с похожими звездами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...