ЗИЛ-5301. Система смазки дизеля Д-245е3

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131 Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1. Масло под давлением подается к коренным и

Техническое обслуживание ЗИЛ-133

Существующая система техническо­го обслуживания предусматривает проведение обслуживания и проверку работоспособности без разборки аг­регатов и узлов.

Проведению предварительного кон­троля технического состояния авто­мобиля способствуют разработанные в последнее время и широко применя­емые эксплуатирующими организаци­ями всевозможные диагностические стенды, приборы, специальный инст­румент.

Применение диагностического кон­троля позволяет определить действи­тельную потребность в проведении ра­бот по техническому обслуживанию, выявить причины неисправностей и выбрать способы их устранения, т.. е. на месте, со снятием узла (агрегата), с полной или частичной разборкой его. Диагностика технического состо­яния автомобиля должна рассматри­ваться эксплуатирующими организа­циями как часть технического про­цесса эксплуатации и обслуживания автомобиля. Комлексный подход к оп­ределению технического состояния автомобиля позволит сократить объем технического обслуживания и повы­сить ресурс работы агрегатов и авто­мобиля в целом.

Техническое обслуживание авто­мобилей семейства ЗИЛ-133 по переодичности, объему и трудоемкости вы­полняемых работ так же, как и для всех отечественных автомобилей, под­разделяется на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезон­ное (СО).

Содержание работ по техническому обслуживанию агрегатов приведено в соответствующих главах книги. В це­лом перечень работ по видам техни­ческого обслуживания приведен в ин­струкциях по эксплуатации, прилага­емых заводом-изготовителем к каждо­му автомобилю, а также в разделе «Рекомендуемый перечень операций технического обслуживания».

Ниже представлена периодичность (в км) пробега первого и второго тех­нических обслуживаний в зависимо­сти от категории условий эксплуа­тации.

Категория условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
I 4000 12000
II 3200 9600
III 2400 7200

Смазка. Срок службы автомобиля в значительной степени зависит от свое-временного и правильного проведения смазки его, а также соблюдения требований по применению только рекомендованных масел и смазок. Смазка производится при ТО-1, ТО-2 и СО. Выполнение смазки автомобиля требует соблюдения рекомендаций по количеству смазки и соблюдению чистоты при ее проведении.

Консистентные смазки надо нагне­тать через пресс-масленки до появле­ния из зазоров свежей смазки, после чего выступившую смазку необходимо удалить. Открытые трущиеся де­тали седельного устройства необхо­димо перед смазкой очистить от грязи.

Рис. 17.1. Расположение точек смазки на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ.

Рис. 17.2. Расположение точек смазки на автомобиле ЗИЛ-133Г2

Периодичность замены смазки за­висит от конкретных условий эксплуа­тации.

Карта смазки автомобилей приведе­на в табл. 17.1, а расположение точек смазки представлено на рис. 17.1 и 17.2.

Смазка аналогичных с автомобилем- тягачом узлов и сочленений на прице­пах и полуприцепах производится сов­местно с автомобилем-тягачом одина­ковыми сортами смазки.

Следует иметь в виду, что некото­рые точки смазки на автомобиле об­служиваются не при каждом техническом обслуживании (ЕО, ТО-1, ТО-2 или СО), а только при каждом втором по счету (знак 2 X в табл. 17.1), чет­вертом (4 X) или шестом (6х). Ниже приведено количество смазочного ма­териала, заправляемое в основные узлы автомобилей.

Система смазки двигателя, л:
ЗИЛ-130 8,5 л.
КамАЗ-740 24,5 л.
Картер коробки передач, л:
ЗИЛ-130 5,1 л.
КамАЗ-740 (с делителем) 12,0 л.
Картер промежуточного моста 12 л.
Картер заднего моста 10 л.
Система гидроусилителя рулевого управления 3,2 л.
Влагоотделитель (только ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ) 0,2 л.*
Ступицы балансирной подвески 0,65 л.
Передние и задние рессоры, кг 1,0
Амортизатор передней подвески 0,45 л.
Шлицевые соединения карданных валов, кг.
промежуточного моста ЗИЛ-133Г2 0,92
промежуточного моста ЗИЛ-133ГЯ, — 133ВЯ 0,46
заднего моста 0,24
Подшипники ступиц колес, кг 5,0

*Возможна установка бачка объемом 1 л.

Рекомендуемый перечень операций технического обслуживания

Предлагаемый перечень операций — общий для всех автомобилей семейст­ва ЗИЛ-133. При обслуживании кон­кретной модели из перечня выбира­ются только те операции, которые от­носятся к данной модели.

Ежедневное обслуживание

Контрольные, смазочные и запра­вочные работы. Проверить:

комплектность автомобиля, состоя­ние тягово-сцепного устройства, рес­сор, номерных знаков, стекол и зеркал заднего вида, крепление запасного колеса, исправность механизмов две­рей, запоров бортов платформы и ка­пота двигателя;

состояние колес и шин, при необхо­димости подкачать воздух и удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе или между шинами сдвоен­ных колес;

надежность сцепки с прицепом (по­луприцепом), состояние и крепление седельного устройства. Убедиться в правильности соединения головок тор­мозных систем и разъемов электро­оборудования прицепа (полуприцепа);

Позиция на Точка смазки Число точек Смазка Периодичность Пояснения
Рис. 17.2 Рис. 17.1 ЕО ТО-1 ТО-2 СО
Бензиновый силовой агрегат ЗИЛ-130
1 Картер двигателя с масляным радиатором. 1 Всесезонно М-8В1, М-63/10Вг, М-8Б1 или М-8А. x Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить.
При температуре воздуха ниже ниже минус 30оС-АСЗп-6 x Сменить масло при работе в нормальном состоянии. Очистить центрифугу.
(М-4а/6В1) x Сменить масло при работе в условиях большой запыленности воздуха.
3 Датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. 1 Масла, применяемое для двигателя 1 раз в год (осенью) смазать ротор датчика
10 Распределитель зажигания: 1
втулка кулачка. 1 То же х Смазать втулку 2-3 каплями масла
ось рычага. 1 То же х 1-2 капли масла
фильц смазки кулачка. 1 То же х 1-2 капли масла
валик привода распределителя. 1 Смазка ЯНЗ-2, Литол-24 или 1-13Ж х Повернуть крышку колпачковой масленки 1/2 — 1 оборот, при необходимость добавить смазку в масленку
9 Воздушный фильтр. 1 Масло, применяемое для двигателя х Промыть ванну и фильтрующий элемент, залить чистое масло. При работе в условиях сильной запыленности промыть фильтр и менять масло через сутки.
29 Воздушный фильтр вентиляции картера. 1 То же х То же
2 Подшипники водяного насоса. 1 Литол-24 или ЯНЗ-2, 1-13Ж Смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки через контрольное отверстие, вывернув предварительно пробку.
24 Втулки вилки выключения сцепления. 2 Пресс-солидол Ж или С, солидол Ж или С х Смазать втулки через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки.
Втулка вала педали выключения сцепления. 2 То же х То же
11 Картер коробки передач. 1 Всесезонное масло трансмиссионное ТАп-15В или ТСп-15К. х Проверить уровень масла и долить до уровня контрольной пробки. Промыть воздушные каналы сапуна.
При температуре окружающего воздуха ниже -30оС масло ТСп-10 Слить отработанное масло, очистить магнит спусковой пробки, промыть воздушные каналы сапуна, залить чистое масло до уровня контрольной пробки.
Дизельный силовой агрегат КамАЗ-740
4 Картер двигателя с масляным радиатором. 1 Летом М-10Г2к (заменитель- М-10Г2);зимой М-8Г2к (заменитель М-8Г2. х Проверить уровень масла в двигателе и долить
Всесезонно — М-б3/10В. х Сменить масло
8 Подшипники вала вилки выключения сцепления. 2 Литол-24 либо пресс-солидол Ж или С, либо солидол Ж или С х Заполнить смазку через пресс-масленку, сделав рычагом шприца не более трех ходов.
7 Подшипник муфты выключения сцепления. 1 Литол-24 Смазка заложена на заводе-изготовителе и пополнять её не требуется.
8 Гидропривод сцепления. 1 Тормозная жидкость ГТЖ-22М или «Нева». х Доливать жидкость после проверки свободного хода, прокачки и ремонтных работ.
9 Картер коробки передач. 1 Масла ТСп-15К или ТАп-15В х Проверить уровень масла и при необходимости долить.
х Сменить масло
1 Муфта опережения впрыска топлива. 1 Масло, применяемое для двигателя х Проверить уровень масла и при необходимости долить (1 раз в год)
Шасси автомобиля
11 Игольчатые подшипники карданных шарниров. Смазка №158 Смазка заложена на заводе-изготовителе и пополнять её не требуется.
17 11 Шлицевые соединения карданных валов трансмиссии. 3 Литол-24, ЯНЗ-2 или 1-13Ж Вынуть шлицевую вилку, удалить старую смазку, заложить свежую. Запрещается добавлять смазку без разборки вала и удаления старой смазки.
20 10 Подшипники промежуточной опоры карданного вала. То же Смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки из контрольного отверстия.
19 16, 18 Картера главных передач ведущих мостов. 2 Трансмиссионное масло ТСп-14гип х Проверить уровень масла, промыть сапун и если требуется, долить масло до уровня контрольной пробки.
х Слить отработанное масло, промыть сапун и залить чистое масло до уровня контрольной пробки. Применять заменители категорически запрещается.
27 23 Гидроусилитель рулевого управления с радиатором. 1 Всесезонно — масло Р (заменители: летом турбинное Т22, Т30 или индустриальное И-20А; зимой — веретенное АУ) х Проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить. Смена масла производится только при ремонте. Масло марки Р в процессе эксплуатации не менять.
х Масла-заменители менять при СО.
25 20 Шлицы карданного вала рулевого управления. 1 Литол-24, ЯНЗ-2 или 1-13Ж х Один раз в год разобрать вал, удалить старую смазку и смазать шлицы новой смазкой.
7 19, 24 Шарниры продольной и поперечной рулевых тяг. 4 То же х Смазать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.
26 21 Шкворни поворотных кулачков. 4 Литол-24, просс-солидол Ж или С, солидол Ж или С х То же
28 25 Пальцы передних рессор. 2 То же х То же
14 17 Ступни балансирной подвески. 2 Масло ТСп-15к или ТАп-15В Наливать масло до уровня контрольной пробки.
8 5 Амортизаторы передней подвески. 2 Гидравлическая жидкость АЖ-12Т или масло веретенное АУ. х Менять масло в амортизаторах один раз в год.
6 12, 22 Подшипники ступиц колес. 6 Литол-24, ЯНЗ-2 или 1-13Ж Смазка в подшипниках закладывается при снятой ступице между роликами и сепаратором равномерно по всей внутренней полости подшипника.
15 Листы передних и задних рессор. Смазка графитная (УСс-А) Смазать между листами рессор при ремонтных работах.
23 Контактное кольцо звукового сигнала. 1 То же Смазать при ремонтных работах.
22 Резиновый ролик и фиксационная скоба рычага указателя поворотов. 1 Смазка №158 или ЦИАТИМ-2101 х Для смазки ролика и скобы снять крышку указателя поворота.
21 Тормозной кран. 1 То же х После 25-50 тыс км пробега разобрать кран, смазать трущиеся поверхности. При применении смазки ЦИАТИМ-201 смазать после 20-25 тыс км, но не реже 1 раза в год.
4 2 Червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов. 6 Литол-24, пресс-солидол Ж или С. х Взамен пробки в рычаге установить пресс-масленку и через неё смазать до выдавливания свежей смазки.
5 3 Валы разжимных кулаков колесных тормозов. 6 То же х Смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки.
Предохранитель против замерзания (только на ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ). 1 Спирт этиловый х Доливать при температуре ниже 0о.
13 Запорный механизм дверей и все шарнирные соединения тяг и рычагов управления. Масло, применяемое для двигателя Смазать при появлении скрипа и при ремонтных работах.
12 Петли капота, стеклоподъемники дверей, приводы замков дверей, держатель оси форточки. То же То же
18 13 Шарниры реактивных тяг. 12 Литол-24, пресс-солидол С или солидол С ил Ж. х Смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки (1 раз в год)
Тягово-сцепное устройство (буксирный прибор) автомобиля ЗИЛ-133ГЯ
15 Стебель крюка буксирного прибора 2 Литол-24, пресс-солидол Ж или С, солидол Ж или С. х Смазать через пресс-масленки при работе с прицепом
14 Оси защелок крюка буксирного прибора 2 Масло, применяемое для двигателя х Смазать несколькими каплями из масленки при работе с прицепом.
Седельное устройство автомобиля ЗИЛ-133ВЯ
26 Проверить плиты седельного устройства 1 Литол-24, пресс-солидол Ж или С, солидол Ж или С. Удалить старую смазку и смазать тонким слоем поверхность плиты перед сцепкой.
26 Седельное устройство 5 Смазка №158 или то же, что для плиты седельного устройства. х Смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки.

герметичность пневматического при­вода тормозов, гидроусилеиия рулево­го механизма, систем питания, охлаж­дения и смазки, а также состояние и крепление нижнего патрубка радиато­ра дизеля;

действие приборов освещения и сиг­нализации, стеклоочистителей, омы- вателя ветрового стекла, системы ото­пления и вентиляции, жалюзи, конт­рольно-измерительных приборов и стеклоподъемников;

свободный ход рулевого колеса, со­стояние рулевого привода;

работу двигателя, сцепления, тор­мозов, механизма переключения пере­дач, центробежного масляного фильт­ра (на слух);

уровень жидкости в системе ох­лаждения, масла в двигателе, рабо­чей жидкости в бачке главного цилин­дра привода сцепления, спирта во вла- гоотделителе;

наличие жидкости в бачке омыва- теля ветрового стекла, топлива в ба­ках.

В холодное время года слить отстой из топливных фильтров (ЗИЛ- 133ГЯ, -133ВЯ).

Уборочные и моечные работы. Про­извести уборку кабины и платформы. При необходимости вымыть автомо­биль. Протереть стекла кабины, рас­сеиватели фар, подфарников и зад­них фонарей, зеркала заднего вида и номерные знаки.

После окончания работы выключить аккумуляторные батареи и слить кон­денсат из воздушных баллонов тор­мозов.

Первое техническое обслуживание.

Выполнить объем работ ежедневного обслуживания и дополнительно сле­дующее.

Общий осмотр автомобиля. Про­верить состояние оперения, окраски, уплотнения стекол и дверей, состоя­ние и крепление седельно-сцепного устройства.

Двигатель. Проверить: состояние жалюзи радиатора, рези­нового патрубка воздушного фильтра (ЗИЛ-133ГЯ.-133ВЯ);

крепление выпускных трубопрово­дов (ЗИЛ-133Г2);

натяжение и состояние приводных ремней;

работу пускового подогревателя (в холодное время года);

состояние приборов системы пита­ния и герметичность их соединений;

действие и состояние привода оста­нова дизеля и привода ручного уп­равления подачей топлива;

присоединение тяг к рычагам дрос­сельных и воздушной заслонок, дей­ствие привода, полноту закрывания и открывания заслонок.

Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, после чего пустить двигатель на 3—4 мин для удаления воздушных пробок (прока­чать систему).

Промыть фильтр центробежной очистки масла. При смене масла за­менить фильтрующие элементы масля­ного фильтра.

При работе автомобиля ЗИЛ-133Г2 в условиях сильной запыленности воздуха промыть корпус и фильтрую­щий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции картера дви­гателя.

Сцепление. Проверить свободный ход педали сцепления, крепление пневмоусилителя сцепления.

Коробка передач. Проверить уро­вень масла в картере, герметичность воздухопроводов пневмосистемы уп­равления делителем.

Карданная передача. Проверить со­стояние шарниров и крепление опор­ных пластин игольчатых подшипни­ков, фланцев карданных валов и про­межуточной опоры.

Редукторы ведущих мостов. Про­верить состояние картеров промежу­точного и заднего мостов, крепленце картеров главной передачи к картерам мостов и нет ли подтеканий масла. Ходовая часть. Проверить: состояние рамы, рессор, амортиза­торов и реактивных штанг;

Крепление стремянок рессор перед­него моста и балансирной подвески, стремянок отъемных ушков и стяж­ных болтов задних кронштейнов передних рессор; затяжку гаек колес.

Рулевое управление и передний мост. Проверить: крепление и шплинтовку гаек ша­ровых пальцев, сошки, рулевого меха­низма, рычагов поворотных цапф, клиньев карданного вала;

уровень масла в бачке насоса гидро­усилителя;

— соединение сошки с шаровым паль­цем;

люфты в шарнирах рулевых тяг, карданного вала рулевого управле­ния и свободный ход рулевого колеса. Тормоза. Проверить: работоспособность тормозных сис­тем подключением манометров к конт­рольным выводам (ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ);

шплинтовку пальцев и ход штоков тормозных камер;

крепление воздушного компрессора к кронштейну и кронштейна к голов­ке блока двигателя (ЗИЛ-133Г2).

Электрооборудование. Очистить аккумуляторные батареи от грязи и следов электролита, прочистить вен­тиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контакта на­конечников проводов с выводами, смазать выводы и перемычки.

Проверить уровень электролита, крепление генератора, установку и действие фар, подфарников, ламп щит­ка приборов, задних фонарей, указа­телей поворота, звуковых сигналов, выключателя аккумуляторных бата­рей. Очистить свечу пускового подог­ревателя и наконечник провода высо­кого напряжения (в холодное время года).

Смазочные работы. Смазать узлы трения через пресс-масленки и сме­нить масла в соответствии с картой смазки.

Второе техническое обслуживание.

Выполнить работы ежедневного и пер­вого технического обслуживания, а также дополнительно следующее.

Двигатель. Проверить: крепление передних и задних опор двигателя, радиатора системы охлаж­дения, поддона картера двигателя, корпуса полнопоточного масляного фильтра к блоку двигателя;

затяжку болтов головок блока (ЗИЛ-133Г2);

исправность механизма управления подачей топлива;

крепление корпусов топливных фильтров.

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 при ра­боте двигателя с малой частотой вра­щения коленчатого вала на холостом ходу проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора че­рез контрольное отверстие.

Через одно ТО-2 на двигателе ЗИЛ- 130 следует отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коро­мыслами, а также очистить и промыть клапан и трубку вентиляции картера.

Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

Промыть фильтр грубой очистки топлива.

Очистить бумажный фильтрующий элемент второй ступени воздушного фильтра (или ранее по показанию ин­дикатора засоренности).

Сцепление. Проверить: крепление картера сцепления к кар­теру маховика;

действие оттяжной пружины, сво­бодный и полной ход педали сцепле­ния и свободный ход рычага выключе­ния сцепления;

быстроту срабатывания привода сцепления.

Коробка передач. Проверить: нет ли подтеканий масла из картера коробки передач;

крепление коробки передач. Карданная передача. Проверить: крепление подшипников промежуточ­ной опоры;

люфты в шарнирах и шлицевых соединениях карданных валов. Ходовая часть. Проверить: крепление фланцев полуосей; состояние балки переднего моста; герметичность и крепление аморти­заторов;

крепление кронштейнов балансир- ной подвески и реактивных штанг;

уровень масла в картерах ведущих мостов;

состояние ободьев и дисков колес, наличие колпачков вентилей. Про­вести перестановку колес.

Рулевое управление и передний мост. Проверить: осевое перемещение рулевого коле­са, крепление рулевой колонки;

зазоры подшипников ступиц перед­них колес.

Снять и промыть фильтр насоса гид­роусилителя.

Тормоза. Проверить: крепление тормозных камер, крон­штейнов тормозных камер;

свободный и полный ход педали тор­моза;

крепление воздушного компрессо­ра (ЗШ1-133ГЯ, -133ВЯ).

Электрооборудование. Проверить без демонтажа состояние генератора, регулятора напряжения, аккумуля­торных батарей, изоляцию проводов.

Провести техническое обслужива­ние генератора.

Проверить:

состояние и крепление стартера; крепление проводов к стартеру; состояние соединительных коло­док и защитных чехлов наконечников проводов и датчиков.

Кабина и платформа. Проверить крепление кабины, оперения и плат­формы.

Седельное устройство. Проверить состояние и крепление захватов, за­порного кулака и пружины защелки.

Смазочные и очистительные работы. Сменить масло в агрегатах и смазать узлы трения через пресс-масленки согласно карте смазки. Промыть са­пуны на коробке передач и ведущих мостах.

Сезонное обслуживание. Прово­дится 2 раза в год (весной и осенью) при очередном ТО-2.

Весной. Выполнить все операции в в соответствии с картой смазки и пе­речнем работ ТО-2.

Сменить масло в двигателе. Проверить крепление радиатора 316

водяного насоса, впускных трубопро­водов, а также котла, насосного агре­гата, патрубков и выпускной трубки пускового подогревателя.

Промыть топливные баки.

Снять форсунки и отрегулировать давление подъема иглы на стенде.

Снять топливный насос дизеля и проверить его работоспособность и регулировку на стенде (1 раз в 2 года).

Проверить угол опережения впрыс­ка топлива.

Проверить тепловые зазоры газо­распределительного механизма ди­зельного двигателя.

Снять карбюратор с двигателя, ра­зобрать и промыть, промыть и про­верить ограничитель максимальной частоты вращения, проверить детали карбюратора (жиклеры проверить на специальном приборе).

Снять стартер с двигателя и прове­сти его техническое обслуживание (1 раз в год).

Проверить регулировку редукци­онного клапана пневмосистемы уп­равления делителем.

Разобрать, промыть и смазать кла­пан включения делителя, корпус кра­на управления, воздухораспредели­тель и силовой цилиндр.

Проверить:

работу механизма блокировки межосевого дифференциала;

крепление кронштейнов балансир- ной подвески к раме;

состояние шарниров и крепление пальцев реактивных штанг;

ход штока клапана включения де­лителя, выступание троса из оплетки (при необходимости провести регули­ровку и смазать трос);

крепление сидений водителя и пас­сажиров.

Снять колеса и ступицы всех мостов и проверить состояние барабанов, ко­лодок и накладок, стяжных пружин, разжимных кулаков.

Проверить состояние лакокрасоч­ных покрытий автомобиля.

Проверить состояние аккумулятор­ных батарей по плотности электроли­та и напряжению элементов под на­грузкой.

Снять фильтр регулятора давления, промыть, просушить, продуть сжа­тым воздухом и установить на место (ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ).

Сменить низкозамерзающую охлаж­дающую жидкость на свежую (1 раз в год), промыть котел пускового по­догревателя.

Очистить от нагара электроды све­чи пускового подогревателя.

Выключить влагоотделитель, слив предварительно из него спирт.

Осенью дополнительно. Промыть каналы и фильтры электромагнитного клапана, очистить от грязи сердеч­ник клапана насоса пускового подо­гревателя (ЗИЛ-133ГЯ,-133ВЯ).

Разобрать и промыть форсунку пу­скового подогревателя.

Проверить состояние проводов, крепление агрегатов пускового подо­гревателя и приборов управления им.

Проверить работу пускового и электрофакельного подогревателей и при необходимости отрегулировать их действия.

Снять бензонасос, разобрать, про­мыть и проверить состояние деталей. После сборки проверить насос на спе­циальном стенде.

Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, после чего пустить двигатель на 3—4 мин для удаления воздушных пробок (прока­чать систему).

Промыть фильтр центробежной очистки масла. При смене масла за­менить фильтрующие элементы масля­ного фильтра.

При работе автомобиля ЗИЛ-133Г2 в условиях сильной запыленности воздуха промыть корпус и фильтрую­щий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции картера дви­гателя.

Сцепление. Проверить свободный ход педали сцепления, крепление пневмоусилителя сцепления.

Коробка передач. Проверить уро­вень масла в картере, герметичность воздухопроводов пневмосистемы уп­равления делителем.

Карданная передача. Проверить со­стояние шарниров и крепление опор­ных пластин игольчатых подшипни­ков, фланцев карданных валов и про­межуточной опоры.

Редукторы ведущих мостов. Про­верить состояние картеров промежу­точного и заднего мостов, крепленце картеров главной передачи к картерам мостов и нет ли подтеканий масла. Ходовая часть. Проверить: состояние рамы, рессор, амортиза­торов и реактивных штанг;

Крепление стремянок рессор перед­него моста и балансирной подвески, стремянок отъемных ушков и стяж­ных болтов задних кронштейнов передних рессор; затяжку гаек колес.

Рулевое управление и передний мост. Проверить: крепление и шплинтовку гаек ша­ровых пальцев, сошки, рулевого меха­низма, рычагов поворотных цапф, клиньев карданного вала;

Система смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А

Двигатели автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А имеют комбинированную систему смазки, выполненную по одной и той же схеме.
Масло из поддона через маслоприемник 20 забирается насосом 2 и нагнетается через фильтр грубой очистки в главную магистраль, расположенную вдоль блока цилиндров. Из главной магистрали масло по поперечным каналам в блоке направляется к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, а также к подшипникам распределительного вала и толкателям клапанов. В отличие от двигателя автомобиля ГАЗ-69 толкатели двигателя автомобиля ГАЗ-63 смазываются маслом, собирающимся в специальных карманах.

Рис. Схема смазки двигателя автомобиля ГАЗ-69: а — схема системы смазки двигателя: б — схема смазки кулачков распределительного вала; 1 — трубка смазки шестерен привода распределительного вала; 2 — масляный насос; 3 — редукционный клапан; 4 — фильтр тонкой очистки; 5 — фильтрующий элемент; 6 — болт крышки фильтра; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — распределительный вал; 9 — маслоналивная труба; 10 — масляный радиатор; 11 — перепускной клапан; 12 — рукоятка валика фильтра грубой очистки; 13 — гайка сальника; 14 — кран масляного радиатора; 15 — датчик указателя давления масла; 16 — фильтрующие пластины; 17 — корпус фильтра грубой очистки; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — очистительные пластины; 20 — плавающий маслоприемник; 21 — пробка сливного отверстия

Цилиндры двигателя и кулачки распределительного вала смазываются маслом, выбрасываемым из отверстий в нижних головках шатунов. Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, стекающим из подшипника распределительного вала по трубке 1. Остальные детали смазываются самотеком и разбрызгиванием.

На фильтре грубой очистки установлен датчик указателя давления масла 15. Свежее масло заливается через трубу 9.

В системе смазки двигателей этих автомобилей имеется масляный радиатор 10, который включается при помощи крана 14. В двигателе автомобиля ГАЗ-63 масло поступает в радиатор только тогда, когда давление в системе смазки выше 1 кг/см2. Если давление меньше, то предохранительный клапан прекращает циркуляцию масла через радиатор.

Давление в системе смазки двигателей этих автомобилей должно быть 2—4 кг/см2 при движении со скоростью 50 км/час. Падение давления ниже 1 кг/см2 на средних оборотах коленчатого вала свидетельствует о неисправности в системе смазки. Работа двигателя при таком давлении недопустима.

Особенности регулировки

Регулировка зажигания ЗИЛ 130 требуется при неправильной работе системы, появлении перебоя в образовании искры или ее полном отсутствии. В таких случаях наблюдается затрудненный запуск двигателя, то есть выполнить процедуру не удается с первой попытки. В некоторых ситуациях завести мотор вовсе не удается. Порядок действий в общем случае включает следующие процедуры:

  • Прогреть мотор, выехать на ровное дорожное покрытие, после чего на скорости 30 км/ч резко нажать на газ до упора и удерживать педаль, пока автомобиль не разгонится до 60. Параллельно необходимо слушать, как работает ДВС.
  • Если обнаруживается усиленная детонация, требуется вращать гайки октан-корректора, придерживаясь установленного режима работы, пока указатель верхней пластины не окажется на минусовой отметке: она обозначает уменьшение опережения.
  • Если детонации нет, октан-корректор настраивают так, чтобы стрелка оказалась на плюсовой отметке, что соответствует увеличению опережения.

Нормальная установка зажигания позволяет обнаружить легкую детонацию, которая полностью пропадает, когда ЗИЛ 130 набирает скорость до 40 км/ч (плюс-минус 5 км).

Действия присадок для повышения давления

В магазинах продающих присадки и масла для автомобиля огромный ассортимент предлагаемых присадок. И стоит внимательно разобраться в предлагаемых продуктах изучив инструкцию и выслушав советы продавца.

Все они обладают рядом свойств их воздействия. Конкретно они:

  • изменяет физико-химическую структуру масла;
  • создает на узлах двигателя слой, который восстанавливает детали;
  • кратковременно повышает давление масла;
  • предотвращают формирование отложений на деталях ДВС;
  • уменьшает загустение автомобильного масла;

Замена масляного фильтра

Некоторые водители думают, а для чего и необходимо ли осуществлять замену масляного фильтра во время заливки моторного масла? Специалисты отвечают нужно! В автосервисах обычно фильтр меняют обязательно перед заливкой моторного масла. Дополнительно требуется смазать маслом уплотнительную прокладку на корпусе фильтра

Ни в коем случае нельзя допустить что бы движок эксплуатировался со старым фильтром. В случае если фильтр засорен, моторное масло льется мимо него. масляный фильтр засоряется через 10-14 тысяч километров.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля

Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:

  • полностью укомплектованное колесо (диск, камера, шина) – 93 кг;
  • платформа (без расширительных опор и других механизмов) – 860 кг;
  • вес радиатора (без хладагента) – 20 кг;
  • дополнительная рессора из листовой стали – 27 кг;
  • рессора задней части платформы – 75 кг;
  • рессора передней части платформы – 60 кг;
  • карданный вал – 59 кг;
  • ведущий мост (без колес) – 290 кг;
  • мост задний (без установленных на нем колес) – 520 кг;
  • вес силовой установки – 720 кг;
  • вес силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
  • КПП – 200 кг;
  • вес водительской кабины вместе с креслами и остальным наполнением – 550 кг;
  • рамная конструкция (вместе с буфером) – 540 кг.

Чем поднять давление масла в двигателе

Порой перед авттолюбителем встает вопрос о повышении давления масла в двигателе автомобиля. Давление падает чаще из за увеличения зазора деталей в следствии большого пробега автомобиля. И тут на помощь приходят производителя присадок для двигателя в масла.

Все при этом хотят обойтись малой кровью и не перебирать двигатель. Капиальный ремонт трудоемкий процесс и достаточно затратный. Но применение присадок даст временный эффект и все же двигатель придеться перебирать.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы ЗИЛ -131

Место заправки/смазки Объем,л Наименование материала/жидкости
Топливные баки 2х170 Бензин А-76
Система охлаждения 29 Тосол А-40 (допускается вода)
Система смазки двигателя 9 Всесезонно до минус 30°С — масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,)
Гидравлическая система рулевого управления 3,2 Масло марки Р
Коробка передач (без коробки отбора мощности) 5,1 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Раздаточная коробка 3,3 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Картеры главной передачи ведущих мостов 3×5,0 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Картер редуктора лебедки 2,4 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Амортизаторы 2×0,45 Амортизаторная жидкость АЖ-12Т

Заказать книгу по ремонту и эксплуатации www.zamenafiltra.com

Масляный радиатор

У нагревательного элемента корпус выполнен из металлической основы. Конструкция имеет несколько секций с герметичными соединениями. Внутри присутствует минеральное масло, а сверху изделие покрыто порошковой краской.

Комплектация радиатора состоит из следующих компонентов:

  • Нагревательный элемент (ТЭН).
  • Термостат.
  • Регулятор нагревания.
  • Провода.
  • Накладные панели.

Сначала производится включение провода в сеть, запускается процесс нагрева ТЭНа. Под действием тепловой энергии происходит нагревание масляной жидкости, а после — корпуса. От нагретой поверхности исходит тепло, которое поступает в воздух, что также приводит к нагреву воздушных потоков и распространению в направлении вверх.

Сколько Литров Масла В Двигателе Зил 131 ~ VESKO-TRANS.RU

Двигатель ZIL 130

Краткое описание

Двигатель ZIL 130 (508) был установлен на грузовых автомобилях ZIL-130 и ZIL-131. Конструкция двигателя ZIL 130 имела много общего с двигателем модели ZIL-111, но в целом модели двигателей имели низкую степень унификации. Двигатель был уменьшен до 6 литров, установлен двухкамерный карбюратор и оснащен ограничителем скорости. Семилитровые двигатели называются ЗИЛ-375 и используются на грузовиках Уральского автомобильного завода. Увеличение объема было достигнуто за счет увеличения радиуса цилиндров до 108 мм, ход поршня 95 мм был сохранен.

Характеристики двигателя ZIL 130

дизайн

Четырехтактный восьмицилиндровый бензин с системой подачи топлива карбюратора, V-образный (с двухрядным расположением) расположение цилиндров и поршней (угол между рядами цилиндров составляет.90 °), вращающий один общий коленчатый вал, с нижнее положение одного распределительного вала. Двигатель имеет замкнутую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинируется: под давлением и распылением.

Цилиндрический блок

Блок цилиндров ZIL 130 отлит из чугуна, с водяной рубашкой-носителем и вставными влажными рукавами. Для повышения жесткости водяной рубашки делится на перегородки на замкнутые силовые цепи. Цилиндрические вкладыши отлиты из чугуна СЧ18-36 с содержанием феррита, ограниченным до 5%. В верхнюю часть лайнера вставлена ​​50-миллиметровая вставка коррозионно-стойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает срок службы рукавов до 200 тыс. Км). Толщина рукава составляет 7,5 мм, высота рукава. 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

коленчатый вал

Коленчатый вал ZIL 130 (сталь 45), кованый, четырехколесный, с пятью подшипниками. Соединительный стержень и шейка кривошипа закалены. Коленчатый вал выполнен на поперечной схеме для лучшей балансировки двигателя.

[yuzo_related]

Первая замена масла после покупки ЗИЛ 131. Устраняем утечку масла, проводим ТО, заменяем прокладку и ремкомпл.

ЗИЛ 130 серия 1 Олег Богинский и MPG Extra, добавка в масло

Приобрести MPG BOOST и всю продукцию компании FFI можно Авторынок г. Рыбница бутик 33 Мой скайп batirov1 .

Вес был ЗИЛ 130. 53,75 кг, с маховиком. 77,917 кг, с муфтой и шкивом. 102,62 кг.

Шатун

Шатуны ZIL 130 изготовлены из стали 40P. В верхней части находится бронзовая втулка.

Поршень

Поршни отлиты из алюминиевого сплава и покрыты оловом, чтобы ускорить добавление поршня к цилиндру. Ось поршневого пальца смещена на 1,6 мм от оси поршня.

[yuzo_related]

Поршневые пальцы. стальные, плавающие, полые. Наружный диаметр пальца составляет 28 мм, внутренний диаметр. 19 мм. Длина поршневого пальца составляет 82 мм.

Крышка цилиндра

Головка блока цилиндров ZIL 130 отлита из алюминиевого сплава AL4. Камера сгорания. вариант овального клина, обеспечивающий высокую устойчивость к ударам. Впускные каналы удваиваются, что позволяет создавать каналы во впускной трубе, которые идентичны по форме и длине. Головка имеет 17 отверстий для крепления к блоку цилиндров, 4 болта проходят через ось кронштейнов.

Впускной и выпускной клапаны

Выпускной клапан выполнен из стали EI992, полый, 1,85 г металлического натрия расположен в полости полости, рабочая секция штока клапана покрыта хромом. Впускной клапан выполнен из стали EI107. Диаметр пластины впускного клапана составляет 50,5 мм, диаметр выпускного отверстия. 41 мм. Диаметр штока клапана составляет 11 мм, а длина обоих клапанов составляет 140 мм.

обслуживание

Замена моторного масла в двигателе ZIL-130 производить в интервале от 6000 до 10000 км в зависимости от условий эксплуатации. Объем масла в двигателе ЗИЛ-130 составляет 9 литров. Какое масло налить? Для двигателей было рекомендовано использовать моторные масла в течение всего сезона до минус 30 ° C. масло М-6/10 В (DV-ASZp-SE) и М-8В при температуре ниже.30 ° С ASZp-6 (М-4 / 6V,). Согласно классификации SAE, полусинтетические моторные масла SAE 10W-40 могут использоваться круглый год. В областях с температурой ниже.25 ° C возможно налить синтетический SAE 5W-40, 0W-30. В горячем климате также разрешено использовать минеральное масло 15W-40. Система охлаждения двигателя автомобиль ZIL-130 содержит 28 литров охлаждающей жидкости. После 40 000. 50 000 км рекомендуется промывать систему охлаждения. Свеча зажигания. A-11 или A-11B. Зазор между электродами в летний период составляет 0,8. 0,95 мм, зимой рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм.

vesko-trans.ru

Причины понижения давления масла в двигателе

Сниженное давление моторного масла в двигателе может быть вызвано такими причинами:

  • В двигатель было залито автомасло с пониженной вязкостью не для этого двигателя или его износа.
  • Изношенность двигателя, которая проявляется в увеличении зазоров между вкладышами и шатунными шейками двигателя.
  • Износ самого масляного насоса и увеличение зазоров в его узлах или полном выходом агрегата.
  • Значительный износ цилиндро-поршневой группы, где появляются значительные зазоры между поршнем и цилиндром. И износ компрессионных колец.

Описание

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (рисунок выше) – жидкостного типа с закрытым контуром. Она не взаимодействует напрямую с окружающим воздухом, что позволяет повысить давление в контуре и увеличить предел кипения хладагента с одновременным снижением растрат жидкости на испарение. Рассматриваемый узел включает в себя:

  • охлаждающие рубашки БЦ, ГЦ, впускного трубопровода (7);
  • жидкостный насос (2);
  • секцию-радиатор (1);
  • арматуру для слива (6, 12, 14);
  • шланги (4, 8);
  • термостат и вентилятор (5 и 3).

Охлаждающий контур должен полностью заполняться жидкостью. Циркуляция хладагента может нарушиться уже при нехватке 6-7% от общего объема. Подобная ситуация чревата образованием накипи (при низких температурах) или перегревом мотора (при высоких показателях). Состояние внутреннего наполнителя рубашки охлаждения впускного трубопровода контролируется при помощи специального датчика (10). Если температура превышает 115 градусов, загорается сигнальная лампочка.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
  4. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Транзисторный коммутатор

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора).

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля. Следует иметь в виду, что транзисторный коммутатор может работать только при температуре окружающей среды не выше 70 °С и не ниже минус 60 °С.

Транзисторный коммутатор в условиях эксплуатации не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется на новый.

При проверке работоспособности приборов контактно транзисторной системы зажигания разомкните контакты распределителя 4. (см. рис.9-16), включите зажигание и проверьте напряжение. При исправных электропроводах и исправных приборах напряжение на клеммах добавочного резистора 2 катушки зажигания и на клемме «Р» транзисторного коммутатора должно иметь следующие пределы:

  1. На клемме добавочного резистора «Б» 12,0…12‚2 В, на клемме «ВК» — 9 В, на клемме «К» — 7…8 В.
  2. На клеммах катушки зажигания — 7…8 В.
  3. На клемме «Р» — транзисторного коммутатора — 3…4 В.

коммутатор зил
коммутатор зил
Если провода и приборы исправны, а на клемме «Р» транзисторного коммутатора напряжения нет, то это будет свидетельствовать, что транзисторный коммутатор неисправен и его следует заменить.

«В том случае, когда нет в наличии запасного транзисторного коммутатора, систему зажигания можно перевести на не транзисторную, установив конденсатор и катушку, зажигания Б 114—Б на Б13 с его добавочным сопротивлением.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Смотрите также

  • Предрейсовый осмотр автомобиля механиком
  • Заправочные объемы газель бизнес умз 4216
  • Как зарегистрироваться в госуслугах для получения водительских прав
  • Можно ли красный антифриз мешать с зеленым
  • Как узнать об аресте автомобиля по гос номеру
  • Тарировка дтв из дтож
  • Руководство по эксплуатации лансер 9 митсубиси
  • Холодная сварка фото
  • Как правильно нанести жидкое стекло на автомобиль
  • Как правильно затянуть головку блока цилиндров ваз 2109
  • Мировой рекорд скорости на автомобиле
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...